Речь Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла 5 декабря 2013 г
5 декабря 2013 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в открытии Первого большого съезда казачьих духовников «Православие — духовно-нравственная основа казачьего мировоззрения».
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые владыки! Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые высокие представители государственной власти! Дорогие отцы, братья-казаки, братья и сестры!
А что значит жить в соответствии с православной верой? Это значит, что у казаков должно быть ясное чувство принадлежности к Церкви, потому что нет Православия без Церкви. Православие как культурная категория совсем не достаточно, чтобы играть важную роль в жизни людей, потому что тогда оно становится временным, преходящим, как является преходящим все внешнее в человеческой жизни. Если же казак принадлежит Церкви, то это значит, что он православный в полном смысле слова. Не поверхностно, не внешне, не карикатурно, но по сути он принадлежит Православию.
Иногда в современной казачьей жизни возникают большие трудности, связанные с отношением казаков к Церкви. Каждый казак с уважением относится к Православию, и я сердечно благодарю всех вас, мои дорогие, — и духовенство казачье, и казаков, и казачьих руководителей — за то, как сегодня казаки защищают Церковь, когда это необходимо, участвуют в массовых шествиях, крестных ходах, охраняют храмы и монастыри. Это очень важная функция, которую уже сегодня казаки осуществляют.
Но есть и слабое место, которое я вижу, о котором вам нужно будет подумать и поговорить во время Первого большого съезда казачьего духовенства. Быть православным значит не только стоять в форме вне храма и охранять его. Быть казаком значит сердцем быть в храме, значит принимать все, что происходит в Церкви, с открытым сердцем.
Нельзя быть казаком и не причащаться Святых Христовых Таин. Нельзя быть казаком и не исповедоваться. Нельзя быть казаком и жить в невенчанном браке. Таких казаков в старое время высекли бы плетью. Сегодня никто плетьми за это не бьет и бить не будет. Сегодня принадлежность к Православной Церкви — это свободный выбор, так же как свободным выбором является и принадлежность к казачеству. И если вы надеваете на себя казачью форму, то это означает, что ваше казачество будет подлинным только тогда, когда вы станете воцерковленными православными людьми. А без этого увлечение может скоро пройти. И форма будет снята, и традиции будут попраны, потому что не будет основы, базиса для формирования казачьего образа жизни. В этот образ жизни входила подлинная церковность людей, их участие в таинствах, следование канонам Церкви.
И вот еще о чем мне бы хотелось сказать. Принадлежность к Церкви способствует возрастанию человека в самодисциплине. Почему? Потому что существуют некие ограничения, которые воспитывают волю человека. Я хотел бы коснуться такой темы, как пост. Знаю, что многие казаки в полной мере не постятся. Не требую от вас сейчас, чтобы вы все стали поститься так, как полагается, ведь нередко это связано и с производственными проблемами, и с некими семейными трудностями. Но для чего нужен пост? Пост нужен для того, чтобы человек воспитывал свою волю. И если мы настолько слабы, что не можем отказать себе во вкушении скоромной пищи, то хватит ли у нас силы Родину защищать? Хватит ли у нас силы идти на другие самоограничения? Пост есть некий индикатор способности человека ограничивать свои потребности, мобилизовать свою волю. И если в таком простом деле не можем, стоит ли нам замахиваться на великие дела? Стоит ли нам говорить, что мы сопричастны великой казачьей традиции? Нам стоит об этом подумать.
Еще раз хочу сказать, что мои слова, наверное, не каждый сможет сразу реализовать. Но подумайте о них, задайте себе этот вопрос: если в малом не смогу быть верен, смогу ли быть верен в большом (см. Мф. 25:21)? Хватит ли силенок? И чаще всего ответ такой: не хватит. Если в малом не можешь быть верен, не сможешь быть верен и в большом.
Поэтому воцерковление казаков сегодня — это жизненно важный вопрос. От этого зависит, станет ли казачество играть важную роль в жизни страны, народа, Церкви, или будет постепенно деградировать и исчезать как некий этнографический рудимент. Поэтому принадлежность к Церкви — это не вопрос только религиозного выбора. Это вопрос быть или не быть казачеству, потому что лишь при условии принадлежности к Церкви в том объеме, о котором я сегодня говорю, когда духовные ценности Православия, православный образ жизни становятся ценностями и образом жизни казаков, — только в этом случае казаки смогут сохраниться в условиях колоссального многообразия взглядов, убеждений, конфронтации в современном мире, когда люди разъединяются по многим позициям — политическим, экономическим, сословным, культурным, языковым, религиозным. И нет другой силы, которая способна объединить казачество.
И второй очень важный момент, о котором я уже сказал, еще одна ценность, которая находится в самом базисе, в основе казачьей жизни. Это любовь к Отечеству. Она выражается у казаков в стремлении поддерживать основу государственности страны, служить единству народа, преодолению разногласий. В этом смысле казачество надпартийно, так же как надпартийна Церковь. Нельзя быть казаком и разделять какие-то узкие политические взгляды, потому что сегодня это могут быть одни взгляды, а завтра другие. Самая главная идеология, политическая идеология казачества — это любовь к Отечеству, это охрана государственных устоев, единства и целостности страны, сохранение ее подлинного суверенитета.
Когда я говорю о подлинном суверенитете, я имею в виду то печальное обстоятельство, что большинство стран мира, называясь суверенными, сегодня таковыми не являются. Не только потому, что более мощные силы могут оказывать непреодолимое влияние на политический выбор этих стран, но еще и потому, что разрушается культурный, духовный суверенитет народов, и в условиях глобализации возникает огромная опасность для каждого народа, в том числе нашего.
Так вот, казаки, любя свою Родину, должны не только защищать ее рубежи, не только стремиться к тому, чтобы своей деятельностью способствовать примирению, единству людей, согласию в обществе, но и стремиться противостоять любым попыткам разрушить подлинный суверенитет Отечества. Потому что корни казачества в этом суверенитете, а если его не будет, то не будет и казачества, или оно превратится, как я уже сказал, в этнографическую карикатуру, чего допустить никоим образом нельзя.
Те меры, которые были предприняты в плане организации казачьей жизни, казачьего служения, несомненно, своевременны и направлены ко благу казачьего сообщества. Я хотел бы сказать, что Церковь с одинаковым уважением относится к реестровым казакам и к казачьим обществам, которые не являются реестровыми. Потому что каждый человек, вне зависимости от того, готов ли он служить в регулярных частях армии, казачьих частях, или сохранять казачью традицию, не вступая в регулярные части, — если он основывает свою жизнь на том самом базисе, о котором я сказал, то он является казаком. Для Церкви и то, и другое имеет одинаковую ценность.
При этом не должно быть разногласий между одной и другой стороной казачества, как не может казачество быть использовано в политических целях, нередко формулируемых не в нашей стране, а далеко за ее пределами. В этом отношении казачество не должно терять бдительности. Оно является слишком значительной силой, чтобы им не интересовались те, у кого есть собственные планы в отношении будущего России.
Поэтому я вас всех, мои дорогие, призываю к тому, чтобы вы возрастали в православной вере, в православном самосознании, чтобы вы становились воцерковленными людьми, с тем чтобы сохраниться как казачья община, чтобы ваша любовь к Отечеству была высшим приоритетом, чтобы вы всегда были способны защищать рубежи Отечества, а также внутреннюю жизнь нашего государства, сохраняя единство народа и целостность страны и служа подлинному суверенитету исторической Руси. Пусть благословение Божие пребывает над всем казачеством, над всеми казачьими подразделениями и обществами, над их руководителями.
И особенно я бы хотел сказать о роли и значении казачьего духовенства. Вы, дорогие отцы, те, кто работает плечом к плечу с казаками, должны помнить слова Патриарха и осуществлять эти слова, как некий обет. Иначе ничего не получится. Это ваша задача. Вы так должны работать, так должны воспитывать казаков, а не просто играть внешнюю, этнографическую роль: вот, мол, не может быть казачьего круга без батюшки. Пришел батюшка, молитву прочитал, а потом сидит и не участвует ни в чем. Нас это не устраивает. Если вы берете на себя ответственность быть духовниками в казачьих обществах, в реестровых частях, вы должны принимать самое активное участие в казачьей жизни. Вы ответствены за реальное воцерковление казаков, формирование их казачьего самосознания. Поэтому, подчеркивая особую роль духовной, пастырской работы с казаками, я бы хотел призвать вас к трудам во благо Отечества нашего и Церкви нашей, к трудам, которые вы совершали бы с подвижнической силой, самоотверженно, не щадя живота своего. Пусть благословение Божие пребывает над всеми вами, мои дорогие. Этими словами я открываю Первый большой съезд казачьего духовенства.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси