Рыцари земли русской
В Белгородском историко—краеведческом музее состоялось заседание клуба «Патриот» «Казаки — рыцари земли русской!». На нем студенты Белгородского правоохранительного колледжа имени В.В. Бурцева и юридического института имени И.Д. Путилина узнали об истории зарождения казачества в белгородском крае в XVI—XVII веках, его роли в охране южных рубежей Российского государства, заселении и хозяйственном освоении территории.
Гостями встречи стали атаман Белгородского казачьего округа Союза казаков России Евгений Костюков, председатель совета регионального отделения общественной организации ветеранов внутренних дел и внутренних войск России подполковник внутренней службы в отставке Владимир Удотов и писатель, историк, заслуженный работник культуры России Виктор Овчинников (на снимке).
Студенты узнали о том, что на Руси казаками считались вольные люди, которые жили на окраинах государства. Позже это были этнографические группы людей со своими обычаями, традициями и историческими корнями. Слово «казак» тюркского происхождения, что означает «удалец», «вольный человек». Историки предполагают, что формирование казачества на неосвоенных пограничных территориях южных степей происходило на протяжении XIV-XV веков в период угасания Золотой Орды, когда Московское государство и османская Турция ещё не набрали достаточной силы, чтобы подчинить эти районы.
Первые защитники границ
Южные границы Московского государства были крайне незащищёнными. На протяжении столетий степи были источником постоянной опасности для славянского мира — здесь кочевали татарские отряды. Совершая набеги на приграничные славянские земли, они грабили людей, уводили пленных в рабство. Через белгородский край проходили сакмы (дороги), которые вели вглубь России, на Москву.
В конце XVI века на южной границе Московского государства появляются первые города-крепости Белгород, Волуйка (ныне — Валуйки), Воронеж, Елец, Курск, Ливны, Старый Оскол. Их возведение было связано с необходимостью защитить южные необжитые просторы русского государства, поставить преграду на путях вторжения в пределы Московии.
В XVI-XVII веках казаки были на военной службе в пограничных городах, станицах, на укреплённых линиях. Они несли караульную службу вдоль оборонительной черты, патрулировали летучими станицами Дикое поле и посменно дежурили в земляных городках между крепостями. Казачьи станицы представляли собой дозорные подвижные отряды, выезжавшие из города в степь по заранее установленному маршруту и возвращавшиеся в город. Если, находясь в степи, они видели приближающуюся опасность, поджигали степь. Это делалось для того, чтобы врагу нечем было кормить лошадей. Важным средством в борьбе с татарами была организация службы предупреждения о татарских набегах, позволявшая заблаговременно оповестить гарнизоны крепостей и местное население.
Московское государство использовало вольных казаков как боевую силу в борьбе с Крымским ханством. Набеги татар в пределы России происходили в течение всего XVI века, иногда достигая Москвы.
На Белгородской черте
В первой половине XVII века нападения татар продолжались, но уже в 40-х годах наступил перелом. Связано это было со строительством в 1635-1658 годах оборонительной черты, вошедшей в историю как Белгородская оборонительная черта.
Её протяжённость составляла 800 километров. Здесь было построено 28 городов-крепостей: западнее Белгорода — Болховец, Карпов, Хотмыжск; восточнее — Нежегольск, Короча, Яблонов, Царёв-Алексеев (ныне г. Новый Оскол) и другие. Некоторые из них сохранили статус города до наших дней. Но большинство, потеряв со временем значение пограничных оборонительных сооружений, превратились в селения, такие, как Хотмыжск и Яблонов.
Исторические документы показывают, что казаки активно участвовали в защите крепостей, возводимых на южных окраинах Московского государства. С давних времен казачество играло роль живого щита на южных рубежах русской земли. Казаки издревле были прекрасными наездниками, славились военной выучкой и владением оружием. Им было под силу застать неприятеля врасплох, выследить его, измотать до боя.
Студенты узнали и о том, что Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь был основан осенью 1620 года по грамоте патриарха Филарета. Основанием для строительства храма в монастыре послужила челобитная иеромонаха Геласия, в которой он писал о том, что в Холковское городище постоянно приезжают донские казаки и другие люди, а храма поблизости нет. Кроме того, по причине отсутствия церкви нет возможности и погребать усопших. Патриарх дал своё благословение на постройку храма Николая Чудотворца на Холковском городище. А с 1638 года по просьбе уже нового настоятеля хол-ковской обители старца Варсонофия из Оскола для охраны монастыря присылали оскольских и донских казаков.
Заселение новых крепостей
В 1637-1638 годах силами московских стрельцов было начато возведение новой крепости Короча на Красной горе, на правом берегу реки Короча. Летом 1638 года в Белгород пришли черкасы (так называли украинцев в официальных документах XVI-XVII веков), бежавшие из Речи Посполитой (ныне Польши), и многие из них выразили желание жить в Короче. Их просьба была удовлетворена — на 1 марта 1639 года в Короче служили 19 детей боярских, 213 конных черкас, 155 конных казаков, 14 стрельцов и 17 пушкарей. Служили казаки и в крепости Царёв-Алексеев. В 1649 году в эту крепость для службы были переведены 200 казачьих семей из Ельца.
Большой вклад внесли казаки и в строительство города-крепости Усёрд (ныне сёла Стрелецкое, Казацкое и Малобы-ково Красногвардейского района). Усёрд находился в месте слияния рек Усёрд и Тихая Сосна. Крепость перекрывала один из основных путей набегов крымских татар на Русь — Кальмиусский шлях. В 1637 году в Усёрде поселилось 229 казаков, 27 стрельцов и 25 пушкарей.
В 1705 году усёрдским сотником Иваном Медковым «со товарищи», которым разрешено было «за теснотой в их прежнем месте жительства» переселиться к верховьям Тихой Сосны, в урочище Бирючьей Яруги был основан Бирюч. Вновь возникшее казачье поселение, именуясь Бирюченским комиссарством, принадлежало к Острогожскому полку.
Потомки — продолжатели традиций
В конце XVII — начале XVIII веков, с продвижением границ России дальше к Чёрному морю, Белгородская оборонительная черта постепенно утрачивает своё стратегическое значение. Её служилые люди частично были переселены на юг в новые города-крепости, частично переселились на Дон. Однако значительная часть бывших защитников белгородской черты осталась жить здесь. Потомки этих служилых людей стали коренным населением Белгородчины.
В различные периоды истории они вставали на защиту Отечества, участвовали в походах А. Суворова, Отечественной войне 1812 года, Крымской, Первой мировой войнах. В ходе Гражданской войны часть казачества перешла на сторону Советской власти. Самоотверженно сражались казачьи полки под командованием С.М. Будённого в составе 1-й Конной армии, созданной в декабре 1919 года в селе Великомихайловка Новооскольского района. Перед Великой Отечественной войной были сформированы казачьи кавалерийские дивизии, а в декабре 1941 -го — и казачьи кавалерийские корпуса, которые мужественно сражались. Уроженцы Бел-городчины также пополняли кавалерийские части.
Память о казаках сохранилась и на карте Белгородской области. Более десятка природных объектов и населённых пунктов содержат в своём названии слова «казак», «казачий», «атаманский». Особенно много таких названий вдоль реки Оскол.
Елена ГНЕЗДИЛОВА, научный сотрудник историко—краеведческого музея
По материалам публикации в Сетевое издание Газета «Наш Белгород»