Принятие казачьей присяги вновь поверстанными казаками Белгородского казачьего округа Союза Казаков России в праздник Казанской иконы Божией Матери
Православная общественность Святого Белогорья 4 ноября отметила праздник Казанской иконы Божией Матери — чудотворной иконы Богородицы, одной из самых чтимых икон в Русской православной церкви, в память избавления Москвы и России от поляков в1612 году.
День Иконы Казанской Божьей Матери – 4 ноября является общевойсковым праздником Донского казачьего войска и войсковым праздником Белгородского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз Казаков» «Белгородский казачий округ» (далее – БКО).
Уже стало настоящей традицией БКО приводить к присяге вновь поверстанных казаков именно здесь, в храме иконы Донской Божией Матери Холковского Свято-Троицкого монастыря – воздвигнутого, согласно Храмозданной грамоте патриарха Московского и всея Руси Филарета Никитича от 08 февраля 1620 года, для съезжающих с Дону казаков и другого люда. Но не столько этот факт стал определяющим в выборе места, сколько последующая его взаимосвязь с историей казачества на Святом Белогорье. Выбор даты присяги также неслучаен. Именно 4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, проявив гражданское мужество, решимость и отвагу изгнали польских интервентов из Москвы. Несколько тысяч казаков, под огнем противника, форсировали реку Москву, вошли в Кремль, тем самым обеспечили победу в решающем сражении, положившей конец Смутному времени. Этот день поистине является праздничным, днем народного единства.
Именно поэтому, 4 ноября — в этот знаменательный православный и государственный праздник уже 5 лет подряд вновь повёрстанные в казаки БКО в торжественной обстановке дают перед Господом и своими братьями по вере и оружию слово чести на верность Православной Вере своей, Отечеству и казачеству.
Верстание в казаки и принятие казачьей присяги являются правовыми актами казачьего Схода (Круга) общины (хутора, станицы, землячества), наделяющим принимаемого казака правами и обязанностями.
Перед принятием присяги люди проверяются. На сегодняшний день казачество – это единственный слой населения, который живет по общинным принципам. Поэтому войти в казачью общину может только человек проверенный. За желающего верстаться в казаки должны поручиться два казака, ему назначается определенный испытательный срок, во время которого обязан изучить:
основы православного вероисповедания;
обычаи и традиции казачества;
особенности культуры и быта казаков;
Кодекс чести казака;
права и обязанности члена казачьей общины;
справить традиционную казачью форму одежды.
В течение 2014 года в БКО поступило 47 прошений от жителей Белгородской области, изъявившими желание стать казаками, жить по казачьим обычаям, традициям, придерживаться казачьего быта, и казачьей культуры, с которыми было проведено собеседование и на основании положительного заключения они были поверстанными в казаки и представлены к приведению казачьей присяге, второго по значимости событие в жизни после святого крещения. Казачество всегда было тесно связано с Церковью, и до сегодняшнего времени человек считается казаком только тогда, когда принимает присягу в церкви. Человек может родиться в семье потомственных казаков, но он не будет казаком до тех пор, пока не примет присягу перед Господом Богом.
На основании собеседования и рапортов атаманов станичных казачьих общин, Совет Атаманов БКО принял решение допустить 04 ноября 2014 года к принятию казачьей присяге людей, изъявивших желание стать казаками и вести казачий образ жизни, придерживаться казачьего быта, и казачьей культуры. Текст и православное значение казачьей присяги.
Присяга Казака.
Во имя отца и сына и святого духа!
Я, казак Божьим промыслом и велением сердца своего, вступая в Российское Казачество, обещаюсь честью казака и памятью своих предков перед Всемогущим Богом, и перед Святым Его Евангелием и честным крестом, перед Знамене Белгородского казачьего отдела Союза Казаков России и братьями казаками, что помнить престол Иоанна Претечи и христианскую веру, и свою атаманскую и молодецкую славу не потерять, но быть верным и неизменно преданным Богу, Отечеству и Российскому Казачеству.
Здесь казак исповедует свою веру во Святую Троицу, во воплотившегося Бога Слова, второго лица Пресвятой Троицы, Иисуса Христа, давшего святое Евангелие и распятого за наши грехи на кресте, как учит об этом святая Церковь. Казак не только исповедует свою веру в Бога, но и клятвенно свидетельствует о реальном присутствии живого Бога Всевидящего внемлещаго его, казака, клятвенным обещаниям.
Обещаюсь быть защитником Веры Христовой и родимой России.
Казак, как воин Христов, клянется любить свою родину Святую Русь, быть ей верным, защищать ее, хранить ее целостность и бороться с сепаратизмом и глобализмом, со всеми теми, кто пытается развалить, поработить и уничтожить Россию. Казак клянется быть верным Святой Православной Вере, усваивать учение Церкви, любить то, что любит Церковь и проклинать то, что Церковь проклинает, то есть грех и ересь. Казак обязуется соблюдать святые заповеди и правила церковные, посещать в воскресные дни храм, участвовать в таинствах, соблюдать святые посты, избегать расколов и ересей, защищать святыни Веры и гнушаться язычества и врагов Церкви Христовой.
Обещаюсь множить казачью славу, пуще жизни беречь честь и достоинство казака, чтить отца и мать, считать каждого казака братом, казачку – сестрой, а ребенка сыном или дочерью.
Честь казачья – это жизнь благочестивая и интересы казачества – это воля Христа Бога. Под стягами Христа Спасителя клали животы отцы наши казаки и приобретали через это жизнь вечную, спасение. Это путь в вечность казака-воина Христова.
Обязуюсь своим жизненным примером, своими поступками и словами способствовать утверждению казачества. До последнего вздоха служить Богу, народу и России.
Обещаюсь соблюдать казачьи обычаи, быть храбрым, честным, дисциплинированным, беспрекословно выполнять приказы избранного Атамана, постановления Атаманского Правления и Совета Стариков, требований Устава общины и решения казачьего Круга.
Казак обязуется не только честно и добросовестно выполнять возложенные на него обязанности, но если и придется, то и умереть за ближних и Атамана, а будучи обличенным властью беречь казачью силушку и не делать ничего во вред казакам.
Всякую вверенную мне тайну крепко хранить буду.
Обещаюсь приложить все силы, чтобы стать и постоянно быть, покуда в моих силах, исправным казаком: умелым воином, защитником слабых и обездоленных, рачительным хозяином и добрым семьянином.
Казак обязуется жить по Вере Православной, трезво и благоразумно, быть светильником для окружающих, дабы видя, они его добрые дела, прославляли православную веру и казачество. Казак должен оказывать братскую взаимопомощь казакам и охранять русское населения, быть яко щит и ограждение для православных людей.
Обещаюсь постоянно быть готовым к защите Отечества и чести России, защищать её не щадя жизни.
Обещаюсь считать себя на службе пожизненно, а продленные мне Творцом годы посвятить воспитанию молодого казачьего поколения в духе православной Веры, преданности и верности казачеству и своему Отечеству.
Обещаюсь не нарушать святость казачьей присяги. Если я по умыслу или слабости духа нарушу её, да постигнет меня Божья кара, да исторгнут меня братья мои казаки из своих рядов, а имя мое в народе предадут забвению.
Боятся казаку нужно нарушить присягу, ведь вместе с проклятиями и наказаниями человеческими последует и гнев Божией, проклятие в вечности с диаволом и слугами его. Нарушившему присягу лучше было бы и не родится, не получит он ничего доброго ни в этой жизни ни в будущей.
В чем поможет мне Господь Бог Всемогущий!
Казак испрашивает силы Божией для прохождения столь непростого пути воина Христова. Ведь Христос Бог не только дал учение, указующее, как и что делать, но и дал силу реализовать учение в жизни. Силу Божию, благодать, дает по вере через таинства в Церкви, Христос глава Церкви. Бог дает благодать на добрые дела и только покоривший свою волю Воле Божией получает такую силу, что может с апостолом Павлом воскликнуть, все могу в укрепляющем меня Христе. Только милость Божия и усилия воли могут даровать казаку быть верным сыном земного отечества и небесного.
В удостоверение данного мною обещания осеняю себя крестным знамением, целую Святое Евангелие и Честный Крест Спасителя моего и казачье Знамя и ниже подписываюсь.
Казак да не будет твой поцелуй, поцелуем Иуды, будь верным Присяги, даже до смерти и получишь, по неложному свидетельству Слова Божия венец живота вечного. Аминь.
Для участия в праздничных мероприятиях и принятия казачьей присяги, в Холковский Свято-Троицкий монастырь в субботу 04 ноября 2014 года прибыло более 300 казаков БКО и членов их семей, также приехали казачьи делегации из Кантимировской, Ольховатской и Россошанской станиц Северо-Донского Казачьего округа СКР.
На празднование Казанской иконы Божией Матери и участия в божественной литургии в храме иконы Донской Божией Матери Холковского Свято-Троицкого монастыря приехали многочисленные туристические группы из Белгородской, Курской и Воронежской областей, уже знавших о предстоящих мероприятиях и желавших ознакомиться с традициями Донского казачества.
В храме иконы Донской Божией Матери монастыря на божественной Литургии, вместе с прихожанами присутствовали казаки Белгородской, Борисовской, Валуйской, Губкинской, Краснянской, Новооскольской, Прохоровской, Ракитянской, Старооскольской, Чернянской и Шебекинской станичных казачьих общин БКО, принявших участие в Крестном ходе.
…Закончилась Литургия, прошел крестный ход, отчитали благодарственную молитву, поцеловали Крест. А народ всё не расходился. Многие остались специально, а некоторые из любопытства, ведь в этот день в самом древнем храме совершалось знаменательное событие: приводились к присяге белгородские казаки.
Празднование и принятие присяги традиционно начались с построения казаков БКО и гостей на площади перед входом в холковские пещеры.
Под звуки военного встречного марша гренадерского полка товарищ атамана БКО полковник Сенчугов М.В. встретил атамана БКО докладом о прибытии казаков для участия в праздничных мероприятиях и готовности к принятию казачьей присяги.
После приветствия казаков и поздравления с войсковым праздником, в под звуки военного марша лейб-гвардейского Преображенского полка, знаменная группа БКО в составе:
- знаменосец: войсковой старшина СКР СКИДОНЕНКО В.Е.
- ассистенты: сотник СКР ИГНАТОВ В.И. и сотник МАРУСИЧ А.Р.
осуществила торжественный внос знамени БКО.
Атаман БКО полковник Евгений Костюков довел порядок проведения праздничных мероприятий и кратко напомнил чинопоследование приведения к казачьей присяге.
Предложил прослушать слова и музыку вновь созданного гимна БКО, после исполнения которого, под одобрительные троекратные казачьи возгласы: «ЛЮБО!» слова и музыка были единогласно утверждены гимном Белгородского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз Казаков» «Белгородский казачий округ», при исполнения которого казаки снимают головные уборы и слушают его стоя, согласно Уставу в положении строевой стойки «СМИРНО!», держа головной убор в согнутой в локтевом суставе левой руки.
ГИМН
Белгородского казачьего округа Союза Казаков России.
Слова: Сергея БОБРЫШЕВА
Музыка: Александра КУРДОВА
В вере православной сила казаков,
Веру православную испокон веков,
Храбро защищаем и за отчий дом,
За землю наших предков, живым стоим щитом.
Припев:
Белгородскому казачеству Ура, Ура, Ура.
Ждут нас подвиги и ратные дела,
Мы Единство сохраним, Русь в обиду не дадим,
Память дедов и отцов не посрамим.
Мы Единство сохраним, Русь в обиду не дадим,
Память дедов и отцов не посрамим.
Свято чтим традиции, присягу и Устав,
С нами Покровитель наш — Святитель Иоасаф,
Он патриотов Родины вокруг себя сплотил,
Под знаменем священным нас всех объединил
Припев.
Казаки рождаются, чтобы побеждать,
За Россию-матушку жить и умирать.
Мы за справедливость, за равенство, за братство,
За веру православную, за наше государство.
Припев.
Казачью общину БКО объединяет Православная Вера, общие обычаи и традиции, здоровый образ жизни, общее культурное наследие и общая территория проживания, совместный труд и служба. Знамя БКО является символом единения казаков Белогорья и служения Отчеству, служит святыней, за которую казак обязан биться, не щадя жизни, не допуская его оскорбления или осквернения. Крест или икона на Знамени означают приверженность к Вере Православной, казачий герб – знак казачьего объединения или организации. Знамя напоминает каждому казаку о священном долге преданного служения своей Родине – России, защищать ее мужественно и умело от внутренних и внешних врагов, не щадя своей крови и самой жизни. Где знамя, там победа. Где нет знамени, там нет победы, а позор. Под казачьим знаменем казак принимает присягу на Верность Православию, России и Казачеству.
Знамя БКО освящено протоиреем отцом Александром в храме Рождества Иоанна Претечи. На лицевой стороне полотнища знамени, по благословлению митрополита Белгородского и Старооскольского Владыки Иоанна, в центре, вышито разноцветное изображение Святителя Иоасафа, епископа Белгородского, являющегося небесным покровителем казаков БКО и подвигает их на дела во славу Божию.
На оборотной стороне Знамени, в центре, — разноцветное изображение символики БКО с девизом «Равенство, Справедливость, Нравственность»
Чинопоследование приведения к присяге казака прошло по всем казачьим традициям: каждый казак произносил текст присяги с целованием Креста, Евангелия и знамени БКО.
Сорок семь присягающих казаков построились в центре храма. Перед строем, на аналое, находились: икона Казанской Божией Матери, Православный Крест и Святое Евангелие.
Слева от амвона выстроена знаменная группа со знаменем БКО. С правой стороны амвона — атаман БКО СКР и действующие казаки.
После краткого молебна и прочтения молитвы «На доброе дело», совершенных иеромонахом отцом Иоасафом, под высокими сводами храма иконы Донской Божьей Материи — покровительницы донских казаков, за атаманом, казачьим полковником Евгением Костюковым, четко повторяли хором самые важные слова в своей жизни сорок семь поверстанных казаков: «…Обязуюсь до последнего вздоха служить Богу, народу и России…»
Потом каждый принявший присягу поцеловав Животворящий Крест с распятием и Святое Евангелие, получал благословение священника и, склонив колено, целовал край знамени БКО СКР.
Поверстанный в казаки, стоя на колене, целовал клинок шашки, обнаженной Атаманом БКО, которому Атаман объявлял о том, что с этой минуты он является казаком и обладает всеми правами и обязанностями казака, что эти обязанности и права вместе с почетным и достойным званием казака передаются по наследству.
Отрадно осознавать, что наряду с ветеранами военной службы: подполковником в отставке УШАКОВЫМ В.Ю., капитаном в отставке САФОНОВЫМ А.А., старшими лейтенантами в отставке БЕРЕСТОВЫМ А.М. и КУЗНЕЦОВЫМ С.И., прапорщиком запаса ТЕТЕРЕВЯТНИКОВЫМ Э.Г., ряды казаков пополняются молодежью: ГОРЛОВЫМ А.М., ПОЖАРОВЫМ П.Н., ЛУКАШОВЫМ М.В., БОРИСОВЫМ А.П., ВЕРЕТЕННИКОВЫМ И.А., ТЕРЕЩЕНКО А.С., ОБЕПРНИХИНЫМ А.В., что «узами святого братства» связывают себя отец и сын, родные братья и целые семьи. Ведь казачество — это единая семья, одна община, которая жила и живет по законам прямой демократии. Так казаками стали называться отец Виктор Волоснов и его сын Анатолий, отец Александр Сафонов и его сын Максим, родные братья Тетеревятниковы Эдуард и Сергей, дядя Владимир Лукашов и его племянник Михаил Лукашов.
Казаками не только рождаются, но ими и становятся. Становятся казаками после присяги, второму после православного крещения важнейшему событию в жизни. В этот день было положено начало сорока семи казачьим родам, так как каждый поверстанный ныне казак стал родоначальником новой казачьей династии, а это большая честь и большая ответственность!
После принятия казачьей присяги духовник Чернянского и Валуйского казачьих отделов БКО иеромонах отец Иоасаф освятил оружие казаков.
После присяги и освящения оружия состоялось построение казаков, на котором каждому поверстанному в казаки и принявшему присягу, перед строем была вручена грамота за подписью Атамана БКО, заверенная печатью БКО СКР, с указанием даты верстания в казаки и принятия присяги, а также названием казачьей общины, к которой он приписан.
Получив грамоту, поверстанный и принявший присягу казак, стоя лицом к строю и приложив руку к головному убору, громко и четко произносил слова: «Служу Вере Православной, Отечеству и Казачеству», которые приветствовались казаками дружным возгласом «Любо!»
В завершение принятия присяги и освящения оружия с напутственными словами к казакам обратились атаман БКО Евгений Костюков и иеромонах отец Иоасаф, поздравивших их с принятием казачьей присяги.
Атаман БКО Костюков Е.И. еще раз напомнил, что означает для казака присяга — слово чести на верность Православной Вере своей, Отечеству и казачеству, данное в православном храме перед Господом и своими братьями по вере и оружию. В заключение напомнил о значении изображения бегущего оленя, пораженного стрелой на древней войсковой печати Донского Казачьего Войска, на символике и знамени БКО.
Было еще раз рассказано, что Диана была в глубокой древности богиней Приазовья. Диана была богиня целомудрия, охранительница лесов и зверей берегов Азовского и Черного морей. Некто Актеон, сын Аристея, охотник иностранец, случайно увидел наготу богини во время купанья, за что разгневанная девственница обратила его в оленя и пустила в него свою смертоносную стрелу.
Древнее казачество представляло из себя военный орден, высшими добродетелями которого были храбрость и целомудрие. Нарушение целомудрия каралось смертью. Казачество знало, из преданий, о своем древнем доисторическом происхождении и сохранило в памяти народной миф о своей целомудренной богине Диане и о наказанном нарушителе этой добродетели Актеоне. Следовательно, эмблема, изображенная на казачьей войсковой печати, гласит: «Казак, блюди целомудрие, иначе будешь наказан, как Актеон». Целомудрие – христианская добродетель, духовная и телесная чистота, непорочность. Это внутренняя чистота, цельность помыслов и поступков, которая не обусловливается внешними факторами. Целомудрие и благородство – две аксиологические категории, составляющие понятие чести.
Товарищ атамана БКО СКР казачий полковник Михаил Сенчугов перед строем зачитал приказы Верховного Атамана Союза Казаков России и атамана БКО о чинопроизводстве и поощрении казаков, за активное участие в возрождении и становлении казачества, проявление воли и добропорядочности, отличившихся в деле возрождения казачества и в деянии во славу России и Казачества. Атаман БКО Е. Костюков торжественно вручил казакам грамоты о производстве в очередной казачий чин, погоны и удостоверения, а так же и награды БКО.
Произведены в очередные казачьи чины:
- Полковник Союза Казаков России: ТОБОЛЕНКО Александр Алексеевич.
- Подъесаул Союза Казаков России: СКАРНИЦКОЙ Роман Владимирович.
- Сотник Союза Казаков России:
- МАРУСИЧ Александр Ростиславович;
- СКАРНИЦКОЙ Владимир Антонович;
- ХАВЁЛОВ Евгений Петрович;
- БЕРЕСТОВ Александр Михайлович;
- БЫКОВ Федор Павлович;
- ВОЛОСНОВ Анатолий Викторович;
- КУЗНЕЦОВ Сергей Иванович.
- АКСИНИН Владимир Федорович
- ДОНДЕНКО Василий Федорович
- ЗАКУРДАЕВ Владимир Николаевич
- Хорунжий Союза Казаков России:
- ГРЕБЕНКИН Сергей Николаевич;
- КОЗАКОВ Александр Александрович;
- СИВАШ Андрей Леонидович;
- ДЕМЧЕНКО Игорь Николаевич.
- 1.5. Вахмистр Союза Казаков России:
- МИКЛЯЕВ Геннадий Петрович;
- ЛЕМЗЯКОВ Николай Андреевич.
- 1.6. Младший урядник Союза Казаков России:
- ЛАЗЕБНЫЙ Николай Юрьевич;
- СТЕПАНОВ Сергей Иванович;
- КУЗЬМИН Дмитрий Михайлович.
- 1.7. Приказной Союза Казаков России:
- САФОНОВ Максим Александрович
Награжден нагрудным крестом «ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА
II СТЕПЕНИ» — есаул СКР ДЕГТЕВ Валерий Михайлович.
Награжден орденским знаком «ЗА ВЕРУ И СЛУЖБУ РОССИИ»
сотник СКР БЫКОВ Федор Павлович.
Награждены грамотой:
- войсковой старшина СКР ЛАПИН Игорь Дмитриевич;
- войсковой старшина СКР КРАМАРЕВ Евгений Александрович;
- войсковой старшина СКР КАРТАШОВ Андрей Евгеньевич;
- войсковой старшина СКР СКИДОНЕНКО Владимир Евгеньевич
- войсковой старшина СКР ЧУБАРЫХ Сергей Петрович;
- войсковой старшина СКР ВОЛОСНОВ Виктор Алексеевич;
- есаул СКР ОСИПОВ Сергей Петрович;
- есаул СКР КОВАЛЕВ Валерий Иванович;
- есаул СКР ФИРСОВ Авдей Авдеевич;
- есаул СКР АНЧИПОРОВ Василий Иванович;
- подъесаул СКР ЕСЬКОВ Сергей Леонидович;
- сотник СКР КАРАГОДИН Владимир Иванович;
- сотник СКР КОСУХИН Сергей Иванович.
Награждены дипломом:
- Новооскольский военно-исторический клуб «Белгородская засечная черта» Белгородского казачьего округа Союза Казаков России. Руководитель сотник СКР ЗАГОРУЛЬКО Павел Анатольевич;
- есаул СКР СУХЕНКО Игорь Леонидович;
- подъесаул СКР АЛЕКСЕНКО Александр Николаевич;
- подъесаул СКР ГУБИН Виктор Иванович;
- подъесаул СКР СТРУКОВ Алексей Павлович;
- подъесаул СКР УНКОВСКИЙ Владимир Кузьмич;
- сотник СКР ИОНИН Владимир Николаевич;
- сотник СКР ТАЩЕЕВ Андрей Александровича;
- сотник СКР ДОНДЕНКО Николай Федорович;
- сотник СКР ЗАГОРУЛЬКО Павел Анатольевич;
- сотник СКР ЛУКАШОВ Владимир Иванович;
- хорунжий СКР ПОЗНЯКОВ Константин Сергеевич;
- хорунжий СКР АПАЛЬКОВ Дмитрий Владимирович;
- хорунжий СКР ТКАЧЕВ Сергей Александрович;
- вахмистр СКР МИКЛЯЕВ Геннадий Петрович;
- старший урядник СКР ШАТОХИН Юрий Александрович;
- младший урядник СКР ШАТОХИН Евгений Александрович;
- младший урядник СКР СУХЕНКО Олег Игоревич;
- казак СКР ЧИЖАВКА Вячеслав Александрович;
- казак СКР ДЕМЬЯНОВ Николай Владимирович ;
- казак СКР УНКОВСКИЙ Юрий Алексеевич ;
- казачонок станичной казачьей общины БКО ТКАЧЕВ Евгений;
- казачонок Борисовской станичной казачьей общины БКО КАРТАШОВ Мирон.
Получив награду, грамоту или диплом, казак, стоя лицом к строю и приложив руку к головному убору, громко и четко произносил слова: «Служу Вере Православной, Отечеству и Казачеству», которые, так же приветствовались дружным возгласом казаков «Любо! »
Закончились праздничные мероприятия торжественным выносом, под звуки марша «Прощание Славянки», знаменной группой знамени БКО, прохождением казаков торжественным маршем и фотографированием.
С принятием присяги, поверстанные казаки были поздравлены Атаманами, братьями казаками, верными женами, сестрами и родителями, друзьями и товарищами.
И мы, казаки Белгородского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз Казаков» «Белгородский казачий округ» сердечно поздравляем наших братьев казаков с принятием казачьей присяги
Подробный фотоотчет о принятии казачьей присяги размещен на сайте БКО в разделе «Галерея».
…И пускай ростовские, и другие обыватели продолжают спорить: были на Белгородчине казаки или нет? Сегодня все присутствующие в Холковском Свято-Троицком мужском монастыре, знали, — казаки на земле Святого Белогорья были, есть и будут!
А казацкому роду, как известно, нет переводу!
Пресс-служба
Фото войскового старшины СКР Игоря Лапина.