Доклад Атамана БКO 25.01.2014 года

Доклад
Атамана Белгородского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз Казаков» «Белгородский казачий округ» Костюкова Е.И. на Пятом отчетно- выборном Круге 25.01.2014 года.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Аминь!

Высокоуважаемый господин Верховный Атаман!
Уважаемые Государственные мужи!
Честные отцы!
Молодцы атаманы!
Достопочтенные казаки и казачки, Братья и Сестры!
Уважаемые гости!

От имени Атаманского Правления и Совета Атаманов Белгородского казачьего округа Общероссийской общественной организации «Союз Казаков» сердечно приветствую всех Вас, участников Пятого отчетно-выборного казачьего Круга.

Казаки всегда считали себя неотделимыми от русского народа, а казачьи земли от России. Казачество является продуктом Русской стихии, которое сформировалось из окраинных поселенцев, такой своеобразно красочный культурно-исторический тип российского мира, воспитанного на православной Вере.

Духовным и воинским подвигом наших предков и верность Закону Божьему наша православная имперская государственность заслужила у Бога особое призвание в человеческой истории — противостоять злу во всех его проявлениях. Поэтому жизнь и миссия казачества – это непрестанная война против сил зла, и поэтому казак – прежде всего мужественный воин во Славу Божию.

В заселении и хозяйственном освоении Белгородчины в 16-17 веках важную роль играли донские казаки и украинские казаки из Поднепровья.

Свидетельством о проживании с середины 16 века донецких гулящих казаков по верховьям Северского Донца и его притока (Корень, Короча, Нежеголь) являются документы 1570 года (разрядная книга 1475-1598 года). Донецкие казаки в 1593 году основали город — крепость Оскол и выполняли станичную, сторожевую, посольскую и караульная службу, осуществляли передачу срочных сообщений, сопровождали важных грузы и другое.

Согласно храмозданной грамоте патриарха Московского и всея Руси Филарета Никитича, в 1620 году на Холковском городище для съезжающих с Дону донских казаков и всяких людей был основан Троицкий (Царево-Николаевский) мужской монастырь.

В 1635 – 1653 г.г. казаки вместе со стрельцами, пушкарями построили 800-километровую Белгородскую оборонительную линии, которую они и обслуживали. В городах-крепостях по данным 1651 года несли службу:

  1. Короча – 155 конных казаков,
  2. Хотмыжск – 50 казаков,
  3. Карпов (Казачкое Яковлевского района) 208 казаков,
  4. Болховец – 217 казаков,
  5. Белгород – 179 казаков,
  6. Яблонов – 281 казак,
  7. Новый Оскол – 481 казак,
  8. Верхсосна (Красногвардейский район) – 94 казака,
  9. Стрелецкое – 246 казаков.

По указу Петра I, в конце 17 – начале 18 веков, донских казаков расселяли между реками Оскол и Палатовка. Так например донской казак Аким Чепухин, поселившись на берегу реки Палатовка, основал село Чепухино – родину нашего знаменитого земляка, прославленного полководца Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза, генерала армии Н.Ф. Ватутина – потомственного донского казака, дальний предок которого Емельян Ватутин по Указу царя Петра I получил земельное, денежное и соленое жалованье и был казаков Полатовской крепости. Дед генерала — Григорий Дмитриевич Ватутин, служил в казачьих войсках, участник Турецкой копании и кавалер Георгиевского Креста, получивший его из рук генерала Скобелева.

Юго-восток Белгородской области в январе 1943 года был освобожден 7-м кавалерийским казачьим корпусом генерал-майора Соколова С.В., сформированного казаками из казачьих районов Дона, Урала, Терека и Кубани, Забайкалья и Дальнего Востока, в состав которого входили Кубанско-казачий, Кубано-Черноморский, Терско-Казачий, Уральский, Орский и Оренбурский казачьи полки, и конно-минометный полк. Корпус скрытным и стремительным рейдом во вражеский тыл, 16, 17 и 18 января освободил Ровеньской и Вейделевский районы, а 19 января лихим налетом освободил город Валуйки. Эскадроны разных полков в черных бурках, в разноцветных башлыках и кубанках вихрем, с гиканьем и криками «Ура», проносились по улицам Валуек, разжигая азарт боя и деморализуя гитлеровцев. К исходу этого дня, 19 января 1943 года за образцы мужества, отваги, дисциплины и организованности в боях против немецких захватчиков, нанесение огромных потерь фашистским войскам, Приказом Народного комиссара Обороны № 30 от 19 января 1943 года 7-й кавалерийский корпус преобразован в 6-й гвардейский кавалерийский корпус с вручением гвардейского знамени.

В следующие два дня с тяжелыми боями были освобождены Уразово и Волоконовка. В боях за освобождение города Валуйки и поселка Волоконовка казакам Терско-Казачьего полка гвардии старшему лейтенанту Григорьеву Ивану Андреевичу, гвардии старшему сержанту Курочкину Тимофею Петровичу и гвардии капитану Курячий Константину Николаевичу было присвоено звание Героя Советского Союза «Посмертно».

Прошло четыре года после того, когда отец Виктор и отец Александр благословили Учредительный Круг казаков Белгородской области, делегаты которого приняли решение о создании Белгородского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз казаков России», зарегистрированное 19 мая 2010 года в Министерстве Юстиции РФ и внесенное в Единый государственный реестр юридических лиц, как добровольная, самоуправляемая, общественно-патриотическая и социально-культурная община казаков в местах их исторического расселения на территории Белгородской области, главной целью которого является служение Вере Православной, Отечеству и Российскому казачеству.

Мы не считаем себя общественными казаками, такого понятия просто быть не может. Мы считаем себя просто казаками без всяких приставок. Общественной же является лишь организационная форма нашего объединения. Нам не понятны и не приемлемы иные определения в отношение всего казачества.

Являясь потомками российского казачества, мы стараемся быть достойными своих предков. От наших предков – казаков, в наследство нам досталась их славная история, обычаи, традиции и национальная одежда. Мы с гордостью сегодня носим ту одежду, которую носили наши предки: это шаровары с лампасами, чекмени, бекеши, шинели, башлыки, сапоги, папахи и фуражки. Надевая традиционную казачью форму и публично появляясь на людях, мы идентифицируем себя, фактически бросая вызов обществу. В отличии от средневековых «РЯЖЕННЫХ», мы не меняем свою личину на время, а одеваем свое, не ожидая за это каких-либо вознаграждений.

Сам казачий образ жизни представлялся нашими предками и представляется нами как служение Вере, своему народу и своему Отечеству. И сегодня каждый наш казак четко осознает, что он несет казачью службу. Исходя из этого, в соответствие с Положениями «О чинопроизводстве» и «О наградах» в Союзе казаков России, достойные наши казаки за свою службу поощряется чинами и наградами Союза казаков России.

За 4 года своего самостоятельного пути Белгородский казачий округ никаким негативом себя не запятнал, наоборот, исходя из опроса общественного мнения, признан организацией патриотов-государственников.

Белгородский казачий округ занял свою нишу и свои направления деятельности. Это военно-патриотическая работа, это сохранение и развитие культуры, обычаев и традиций, это подготовка молодежи к службе в вооруженных силах, оказание помощи органам государственной власти в случае чрезвычайных ситуаций, охрана общественного порядка и охрана храмов – чем мы успешно занимаемся и в чем мы преуспели.

Мы непоколебимо верим, если мы сохраним психологический тип казака, если будем вести казачий образ жизни, научимся жертвовать собой во благо и процветание нашего Отечества, то и у нас и у наших потомков будет Великое и светлое будущее.

Мы ушли от партийного построения организации взяв направление на религиозно-национальное возрождение, на создание казачьей общины. Все наши решения на Кругах благословляет священник, он же приводит к присяге казаков и Атаманов. Мы все знаем, что Вера в Бога укрепляет дух казака.

Мы развиваемся не как политическая партия и не на партийных принципах, а как региональная казачья община — извечная форма существования русского народа и казачества. Глава Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл отметил, что для казака есть только одна политическая идеология – это любовь к Отечеству, это охрана государственных устоев, единства, целостности страны, сохранения ее подлинного суверенитета.

Нашу казачью общину объединяет Православная Вера, общие обычаи и традиции, здоровый образ жизни, общее культурное наследие и общая территория проживания, совместный труд и служба. На нашем Знамени, освященном в храме Рождества Иоанна Претечи протоиреем отцом Александром, по благословлению митрополита Белгородского и Старооскольского Владыки Иоанна размещена икона Святителя Иоасафа. Икона Святителя Иоасафа и крест на нашем Знамени означает нашу приверженность к Вере Православной.

Сегодня мы подводим итог нашей деятельности за прошедшие четыре года, которые были для нас напряженными, и нам приходилось преодолевать всевозможные препятствия и трудности.

Но, не смотря на это, наши ряды растут, при этом мы стремится к качественному пополнению своих рядов, исключая огульного набора и, не допуская приема случайных людей, имеющие порочное прошлое, низменные и меркантильные черты характера.

С горечью отмечаю, что в период образования и существования БКО, имеют место быть, принятие в общину случайных лиц, которые на волне эйфории подав прошение о приеме в БКО, вообразили, что в одночасье стали настоящими казаками, несмотря, на неоднократные напоминания, не желали принимать казачью присягу, участвовать в мероприятиях БКО, которых мы даже и в глаза не видели, а так же имевших порочное прошлое, низменные и меркантильные черты характера, не соблюдавших Кодекс Чести Казака и Устав БКО, тем самым бросивших тень на казачье доброе имя, которая потом ложиться на все казачьи общины без разбору, ибо как по каждому из нас судят обо всем казачестве и нашем народе.

В отношении 112 таких лиц были приняты действенные меры, в соответствии с Уставом и Положениями БКО, за утрату доверия, проявление сварливости, вредности и порочности, за не соблюдение Кодекса Чести Казака и нарушение Устава — они удалены из нашей общины, лучше меньше, но лучше.

Несмотря на проблемы и вопреки противодействию, БКО разрабатывает и внедряет среди своих казачьих общин стройную организационно-структурную схему построения. В БКО созданы 5 казачьих отделов объединяющих в районах области 14 станичных казачьих общин, имеющие в своем составе 3 городских, 1 поселковую и 27 хуторских казачьих общин.

К нам пришли люди, кому по сердцу казачий дух, уклад и традиции. Вставшие в наши ряды понимают, что никаких преференций к ним не будет. У нас напрочь отсутствуют какие-либо поблажки и льготы, за исключением – быть первыми в беззаветном cлужении Вере Православной, Отечеству и Казачеству. У нас закреплены, прежде всего, братские и товарищеские отношения, действует главное правило: один за всех и все за одного.

В рядах наших общинах находятся участники боевых действий:

  1. Сенчугов Михаил Владимирович, участник боевых действий в Республике Афганистан, учувствовавший в оказание помощи при ликвидации последствий землетрясения в городе Спитак Армянской ССР, награжден медалью «За боевые заслуги»;
  2. Киселев Анатолий Анатольевич участник боевых действий в Таджикистане и Чечне;
  3. Ларионов Николай Александрович, кандидат технических наук, кавалер трех степеней Шахтерской Славы, участник боевых действий в Преднестровье.
  4. Войсковой священник и духовник БКО иерей Владимир Мироненко, ветеран ВДВ и участник боевых действий в Преднестровье.
  5. Мирошников Михаил Иванович, участник боевых действий в Чечне, награжден государственной наградой РФ орденом «Мужество».
  6. Лебедев Валерий Александрович, пограничник, участник боевых действий в Таджикистане

Атаман Борисовского казачьего отдела Карташов Андрей Евгеньевич и атаман хутора Жданов Анисимов Игорь Васильевич за выдающийся вклад в социально-экономическое и инновационное развитие субъектов РФ, укрепление экономической мощи регионов и муниципальных образований, стали дипломантами общественного призвания «Золотой фонд регионов» и награждены орденом «Золотой фонд регионов».

Среди казаков БКО предприниматели и производственники, аграрии, пожарные и врачи, офицеры и прапорщики запаса, ветераны военной и правоохранительной службы старшего, среднего и молодого поколения. Средний возраст Белгородского казачьего отдела составляет 29,5 лет. В наших казачьих общинах состоят фамильные и семейные династии казаков:

  • казаки Юмаковы, отец Сергей Викторович, сын Евгений и брат Денис Викторович;
  • казаки Шульгины: отец – Геннадий Александрович и сын Алексей;
  • казаки Фирсовы: отец Авдей Авдеевич и сыновья – Антон и Даниил;
  • казаки Еськовы: отец Сергей Леонидович и сын Николай, с достоинством и честью в настоящее время проходит воинскую службу в Президентском полку;
  • казаки Чубарых: отец – Сергей Петрович и сын – Дмитрий;
  • казаки Скидоненко: отец Владимир Евгеньевич и сын Владимир;
  • казаки Скарницкие: отец Владимир Антонович и сын Роман;
  • казаки Сухенко: отец Игорь Леонидович и сын Олег;
  • казаки Шатские: отец Владимир Ильич и сын Максим;
  • казаки Вышкварка: отец Юрий Александрович и сын Георгий;
  • казаки Полторабатько: отец Александр Николаевич и сын Антон;
  • казаки-братья: Колесников Иван и Тащеев Андрей;
  • казаки-братья Ступаковы Николай и Павел;
  • казаки-братья Шатохины Евгений и Юрий, Валерий Лебедев;
  • казаки –братья Радченко Сергей и Иван;
  • казаки-братья Захаровы: Андрей и Виталий;
  • казаки-братья Киселевы: Анатолий, Василий и Александр;

Духовно — нравственная основа нашей казачьей общины – это доминирование духовного над материальным; общего над частным и индивидуальным.

Мы никогда не были и не будем карикатурным казачеством, сводящему всю свою деятельность к песням и пляскам, «примазывающегося» к определенным льготам и программам.

Мы стремимся быть людьми, говорящими по делу и выполняющими свои обещания, ибо помним древнюю казачью поговорку: «Кто развязал язык, тот вложил саблю в ножны». Мы считаем, что тот, кто красиво говорит и много обещает, громко кричит о своей принадлежности к казачеству и в тоже время своим поведением дискредитирует казачество, тот никогда не был и не будет казаком.

Несмотря на свои финансовые трудности, каждый казак, как это издревле принято в казачестве, сам справил себе казачью традиционную форму одежды, в которой участвует во всех проводимых мероприятиях, ибо сила казака в его мундире. Порядок в форме, это порядок и в умах, потому что форма воздействует на внутреннее состояние человека. Поэтому я всегда настаиваю на неукоснительное соблюдение нашими казаками правил ношения традиционной казачьей формы одежды, определенные положением СКР, нельзя допускать чтобы наш округ был похож на войско атамана Грицьяна Таврического в кинофильме «Свадьба в Малиновке» ибо сразу же мы превратимся в «РЯЖЕННЫХ».

Наши атаманы не стоят с протянутой рукой, выпрашивая у Губернатора государственную копейку на казачью форму или на проведение каких-либо мероприятий. В дореволюционное время на действительной службе было задействовано не более 8-10 % от общего числа казачьего населения, а вся остальная его масса трудилась над обеспечением условий несения этой службы, увеличением и улучшением благосостояния казачьих общин и себя лично.

К сожалению, в среде некоторых и наших казаков тоже бытуют мнения о том, что государство должно взяться за решение их казачьих проблем, и именно государство должно прежде всего обратить на них внимание и создать некий казачий «рай» на земле. Вот мы, мол, казаки, такие хорошие и замечательные, дайте-ка нам льготы и привилегии, земли и деньги, а дальше мы посмотрим, что нам с этим делать.

Эти казаки как-то совершенно забывает, что даваемые в свое время Царем и Отечеством льготы и привилегии были заработаны нелегким трудом и заслугами перед Отечеством, и были лишь малой компенсацией тех громадных материальных затрат, что несли казаки при подготовке и несении службы, порой платя самый страшный налог – собственной жизнью и кровью, и обязательные внутренние войсковые повинности, войсковые налоги, общественные станичные сборы и общественные работы, благодаря которым, собственно, каждая казачья община и выживала, а земли казачьих войск, как правило, добывались и «прирастались» в боях и походах.

За 4 года своего существования мы никогда и ни от кого не получали преференций и денежных средств. Единственным источником финансирования Уставной деятельности БКО является вступительные и членские взносы казаков, а также пожертвования наших казаков, на которые мы и проводим все свои мероприятия.

На эти средства мы и осуществляем свою уставную деятельность, на эти средства мы своим общинным трудом построили и ввели в строй комплекс – «Казачья сторожевая станица «Атаманская» в селе Прелестное, где мы уже два года проводим свои мероприятия такие, как фестивали казачьей культуры, спортивные состязания, осваиваем азы конно-верховой езды, проводим свой отдых и досуг, устраиваем для жителей Прохоровского и других районов концерты ансамблей военно-патриотического и казачьего жанра. Комплекс уже становится привлекательным пунктом интересных экскурсионных и туристических маршрутов по Прохоровскому району и всей Белгородчины. Это в свою очередь позволит расширить границы деятельности по патриотическому, духовному и культурному воспитанию казачат и вообще всего подрастающего поколения белгородцев в добрых традициях славного российского казачества.

Поэтому наша деятельность и проведение наших мероприятий ни от кого не зависят, и никто вправе навязать чуждые нам волю или условия.

Мы стараемся на деле, а не на словах реально вносить вклад в дело становления и развития казачества на Святом Белогорье. За четырехлетний период своего существования – с 16 января 2010 года по 16 января 2014 года нами проведено 195 мероприятий направленных на возрождение казачьих обычаев, традиций и культуры, на военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание, взаимодействие с Белгородской митрополией, с исполнительными органами власти и правоохранительными структурами, участия в праздничных мероприятиях областного центра, других городов, поселков и сельских поселений Белгородской области. Это далеко не все наши мероприятия, а только лишь те, которые подтверждаются соответствующими фото и видео материалами или в СМИ. Все мероприятия, проводимые нами своевременно доступно и наглядно отражаются на нашем сайте: kazak31.

Святейший Патриарх Кирилл считает, что Казак без веры, не казак и, что казаки защищают Церковь, когда это необходимо, участвуют в массовых шествиях, крестных ходах, охраняют храмы и монастыри. Это очень важная для нас функция, которую мы стараемся практически осуществлять.

Белгородским казачьим округом Союза казаков России совместно с приходами Белгородской митрополии в течение 4-х лет проведено 107 мероприятий.

Практически 100% членов Белгородского казачьего отдела Союза казаков России регулярно посещают Богослужение, причащаются Святых Христовых Таин и исповедаются.

Быть православным не значит только стоять в форме около храма и охранять его. Быть православным казаком, это значит сердцем быть в храме, принимать все, что происходит в Церкви, соблюдать каноны Православия, к чему мы и стремимся в своей уставной деятельности.

В течение всего февраля 2011 года наши казаки Сенчугов М.В., Полежаев А.Н., Ковалев В.И., Артеменко А.В. и Саньков В.Н. осуществляли несение почетной миссии паломнического служения в Московском Донском мужском монастыре по поддержанию правопорядка на его территории и несению православного послушания.

Казаки Чернянской и Новооскольской станиц своими средствами и силами установили в Холковском Свято-Троицком мужском монастыре и в селе Голубиное Новооскольского района поклонные кресты в память обо всех казаках, погибших при защите Российского государства.

Именно нашими казаками, осуществлена организация, подготовка и проведение Первого Международного Фестиваля казачьего творчества и культуры «ХОЛКОВСКИЙ СПОЛОХ», посвященного 100-летию канонизации Святителя Иоасафа. О том, как мы провели этот фестиваль, в четвертом номере 2011 года журнала «Казаки» дана очень красноречивая оценка: «Примечательно, что львиную долю всех хозяйственных забот безукоризненно исполняли казаки-белгородцы Союза казаков России. Их дисциплинированность, бравый вид и исполнительность стали «визитной карточкой» всех трех фестивальных дней». Полагаю комментарий излишне.

Мы ежегодно, в течение 4-х лет организовываем и проводим традиционные мероприятия, посвященные годовщине Прохоровского танкового сражения, проводим поминальный молебен на воинском кладбище в х. Сторожевое – месте массового захоронения советских воинов, погибших на Прохоровском поле;

Обустраивая комплекс – «Казачья сторожевая станица «Атаманская» в селе Прелестное, БКО на свои средства построил на территории станицы «Атаманская» часовню в честь иконы Донской Божией Матери. Строили эту часовню, оставив свои домашние заботы и дела, казаки-братья Киселевы Анатолий и Василий. В течение 10 дней с раннего утра до позднего вечера, не смотря на почти сорокаградусную жару, построили эту часовню к назначенную сроку. В праздник Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла 12 июля 2012 года полевую часовню, покровительницы донского казачества, освятил глава Белгородской метрополии, митрополит Белгородский и Старооскольский Владыко Иоанн.

Мы приняли участие в акции протеста против деятельности сектантов «Свидетелей Иеговы», проводящих активную работу по вовлечению в свои ряды жителей Белгородской области.

Ежегодно казаки БКО традиционно участвуют в крестных ходах города Белгорода, посвященных Дню памяти Святителя Иоасафа.

В период празднования 100-летия канонизации Святителя Иоасафа, мы несли особую службу в качестве почетного караула во время богослужения и прохождения в крестном ходе, осуществляли в течении всей ночи особую миссию по обеспечению порядка и спокойствия на территории часовни Иосафа, оказывали помощь и содействие УВД по Белгородской области в обеспечении правопорядка и спокойствия у часовни.

Во время торжественного богослужения на Соборной площади в честь 100-летия канонизации Святителя Иоасафа, наши казаки осуществляли несение особой службы в составе почетного казачьего православного караула при встрече Светлейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, оказанию помощи УВД по Белгородской области в обеспечении правопорядка.

Казаки Прохоровской станицы Анчипоров В.И., Бондаренко А.Н., Косухин С.И., Лазарев И.Л. и Маматов И.В. в течение двух последних месяцев, оставив свои заботы и домашние дела, на свои средства своим трудом осуществили капитальный ремонт колокольни храма Вознесения Господня в селе Радькова Прохоровского района.

Атаман Губкинской станицы Еськов С.Л. оказывает постоянную действенную помощь храму Владимирской иконы Божией Матери села Уколово и хутора Новоселовка Губкинского района, заготовил и завез стройматериалы для строительства колокольни храма.

Казаки Чернянской станицы передали главному Холковскому Свято-Троицкому мужскому монастырю икону Святого Чудотворца Николая – Николы Ратного, написанной на их пожертвования.

Уже стало традицией участия казаков БКО в богослужениях, крестных ходах, наряжение почетного казачьего православного караула для выполнения особой миссии по обеспечению порядка и спокойствие в дни празднования Рождества Христова, Крещения Господнего и Пасхи в храмах Белгородской митрополии.

Возрожденный в наши дни Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь, стал, как и четыре сотни лет назад, местом духовного окормления казаков БКО. В нем наши казаки присягают на верность Вере Православной, Отечеству и казачеству, в нем освящается наше оружие, здесь священнослужители нас благословляют на благие дела.

Ежегодно, в течение всего периода существования БКО, в храме иконы Донской Божией Материи Холковского Свято-Троицкого мужского монастыря, 4 ноября в день иконы Казанской Божией Матери, проводится торжественная церемония посвящения в казаки и принятия казачьей присяги, второго по значимости событие в жизни после святого крещения. Казачество всегда было тесно связано с Церковью, и человек считается казаком только тогда, когда примет присягу в церкви. Человек может родиться в семье потомственных казаков, но он не будет казаком до тех пор, пока не примет присягу перед Господом Богом, так как присяга это слово чести, данное казаком на верность Православной Вере своей, Отечеству и казачеству, а слово казака нерушимо. По состоянию на сегодняшний день у нас три человека, вступившие в этом месяце в БКО, пока еще не приняли присягу.

Особая и искренняя благодарность за духовную поддержку и помощь в деле возрождении и становлении казачества на Святом Белогорье служителям Господа и проводникам его Слова, восковому священнику и духовнику БКО иерею отцу Владимиру Мироненко, духовнику Чернянской станицы иероманаху отцу Иоасафу, духовнику Валуйской станицы протоирею отцу Федору Чайка, духовнику Прохоровской станицы иерею отцу Владимиру Колий, духовнику Старооскольского казачьего отдела БКО отцу Сергею Шумскому, духовнику Шебекинской станицы иерею отцу Дмитрию Байбус, духовнику Борисовского казачьего отдела БКО иерею отцу Роману Бойко, осуществляющих не только духовно-нравственные окормление и воцерквление казаков, но и воспитание гражданственности, патриотизма, семейных ценностей, направленных на возрождение традиционного казачьего семейного уклада.

В течение 21 дня наши казаки осуществляли круглосуточное дежурство на контрольном ветеринарно-полицейском посту на федеральной автотрассе «Москва-Крым» для предотвращения распространения на территории Белгородской области вируса Африканской чумы свиней. Данное мероприятие было организовано и проведено в целях проверки боеспособности казаков БКО, их готовности к возможной защите интересов Отечества. Дежурство на трасе проходило при неблагоприятных климатических условиях (мороз и шквальные ветра) и за средства БКО. Первыми вышли на дежурство старшины БКО — товарищ атамана БКО Сенчугов М.В. и атаман Белгородской станицы Полежаев А.Н., атаман Борисовской станицы Карташов А.Е. и его заместители Харченко А.Н. и Алексенко А.Н., атаман Чернянской станицы Тоболенко А.А. и его заместитель Губин В.И., атаман хутора Мазикино Шеблыкин О.А. и его заместитель Яковлев А.В., атаман Старооскольской станицы Фирсов А.А. и его заместитель Лыков В.В.

У нас сложились очень хорошие взаимодействия с Белгородским региональным отделением межрегиональной общественной организации «СОЮЗ ДЕСАНТНИКОВ РОССИИ» — председатель ветеран ВДВ и боевых действий в Республике Афганистан, подполковник в запасе Абдрахимов Мансур Исмаилович, оказывающих содействие и помощь в проведении военно-патриотическом воспитании и в проведении практических военно-полевых занятий.

БКО осуществляет проведение с детьми сельских поселений, поселков и городов Белгородской области уроков духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания на основах Православия и на традициях казачества.

Мы проводит ежегодные военно-полевые сборы по военной подготовке и чемпионаты по военно-прикладным и казачьим традиционным видам спорта, стрельбе из нарезного оружия, в которых, как правило, принимают участие не менее 50% всего личного состава, а также и уроки военно-патриотического воспитания с детьми.

УВАЖАЕМЫЕ СТАРИКИ, АТАМАНЫ,
ЧЛЕНЫ АТАМАНСКОГО ПРАВЛЕНИЯ И БРАТЬЯ КАЗАКИ!

Если внимательно провести анализ состояния дел в наших станичных общинах, то сразу же бросается в глаза то, что в местах, где Атаман и Правление правильно понимают свою роль и проводят в жизнь решения Кругов, Советов Атаманов, там нормальное состояние дел — Община развивается, в общине мир и спокойствие, при этом особо отмечаются в лучшую сторону станичные казачьи общины:

  • Валуйская община – атаман Владимир Скидоненко;
  • Старооскольская община – атаман Авдей ФИРСОВ;
  • Чернянская община – атаман Александр ТОБОЛЕНКО;
  • Шебекинская община – атаман Владимир КАРАГОДИН.

Мне хотелось остановиться на станичных казачьих общинах, дать реальную оценку деятельности их Атаманов и станичных правлений.

Белгородская станичная казачья община.

Атаман Александр Полежаев. Казаки общины организовывают и участвуют во всех мероприятиях БКО СКР, активно участвуют в работе по истории Российского и Белгородского казачества, духовно-нравственному и военно-патриотическому воспитанию школьников и подрастающего поколения, подготовки их к службе в МО РФ и правоохранительных органах России, взаимодействуют с приходами города Белгород и Белгородского района, с органами исполнительной государственной власти, оказывают помощь правоохранительным структурам в охране общественного порядка. На основании разрешения администрации города Белгород организовали и провели пикетирование конгресса России адептов «Свидетелей Иеговы».

Участвуют в богослужении в Преображенском кафедральном Соборе и в храме в честь иконы Божией Матери Всецарицы. Казаки причащаются Святых Христовых Таин и исповедаются. Отмечаю регулярное и активное участие в повседневной жизни нашего округа казаков Михаила Сенчугова, Игоря Лапина, Евгения Крамарева, Валерия Ковалева, Сергея Осипова, Владимира Ионина, Владимира Лагутина, Игоря и Олега Сухенко, Константина Агеева, Федора Быкова, Сергея Прасол, Александра Филатова, Алексея Якупова, Артема Пономарева, Андрея Тащеева. Особенно отмечаю добросовестную и самоотверженную работу Андрея Тащеева, проводящего огромную и кропотливую работу по сбору архивных материалов о боевых действиях и подвигах казаков-фронтовиков 11 Оренбургской казачьей дивизии (с 19.01.1943 года — 8 гвардейская кавалерийская дивизия) и 83 Уральской казачьей дивизии (с 19.01.1943 года — 13 гвардейская кавалерийская дивизия), освободившие в январе 1943 года территорию Ровеньского, Веделевского Валуйской и Волоковского районов Белгородской области, героически оборонявших 19-27 марта 1943 года пос. Маслова Пристань Шебекинского района и села Пуляевка Белгородского района, розыск в архивных документах погибших и похороненных казаков, но неучтенных на плитах братских могил. Андрей участвует в работе Управления по делам архивов Белгородской области, выступает с докладами в научно-практических конференциях, проводимых Государственным архивом Белгородской области. Сейчас им ведется работа по сбору материалов для издания книги с фотографиями, биографиями и воспоминаниями родственников казаков БКО СКР (отец, дед, прадед, дядя, тётя) – участников Великой Отечественной войны, установление в архивных базах данных об их наградах, номерах и наименованиях частей, соединений и фронтов, в которых проходили воинскую службу.

Борисовская станичная казачья община.

Атаман Андрей Карташов. Община активно участвует во всех мероприятиях, проводимых БКО, оказывает содействие и помощь сотрудникам полиции в охране общественного порядка в поселке Борисовка в дни выборов и в праздничные дни, активно взаимодействует с Губкинской и Грайворонской епархией, участвует в крестных ходах и богослужениях. Особо отмечаются казаки Александр Харченко, Александр Алексенко и Роман Нестерчук одни из лучших «рубак» и фланкировщиков шашкой.

Валуйская станичная казачья община.

С приходом в январе 2013 года в казачью общину ветерана Вооруженных Сил и погранвойск КГБ СССР, майора в отставке Скидоненко Владимира Евгеньевича, назначенного приказным атаманом Валуйского казачьего отдела БКО СКР, обстановка, положение дел и деятельность в станице резко изменились в лучшую сторону. Численность станицы с 4-х казаков, за 7 месяцев возросла до 30 человек. В станичной общине созданы: 1 городская, одна поселковая, 7 хуторских казачьих общин. Владимир Скидоненко привел за собой в общину достойных и авторитетных людей таких, как Виктор Иванович Игнатов, Валентин Григорьевич Лагутин, Владимир Антонович Скарницкой, Владимир Владимирович Скидоненко, Александр Владимирович Королев, Геннадий Евгеньевич Межаков, Александр Ростиславович Марусич, Михаил Иванович Мирошников и многих других. Казаки станичной общины активно проводят духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание детей и молодежи, участвуют в крестных ходах и в Богослужениях храма Знамения Божией Матери поселка Уразово, участвуют в общественной жизни города Валуйки, поселка Уразово и в сельских поселениях Валуйского района в таких мероприятиях, как празднование Дня Победы, праздников поселка Уразово и сельских поселений, открытии памятника героям-участникам локальных военных конфликтов в посл. Уразово, оказывают содействие и помощь сотрудникам полиции в охране общественного порядка в поселке Уразово в дни выборов и в праздничные дни. В течение 4-х последних месяцев силами и средствами станицы дано 5 концертов художественной самодеятельности военно-патриотической и казачьей направленности в сельских поселениях Герасимовка, Двулучное, Дальнее и Козинка. Особенно отмечаются казаки Роман Скарницкой, братья Евгений и Юрий Шатохин.

Новооскольская станичная казачья община.

Казаки этой станицы и её, вновь назначенный в октябре 2013 года, атаман Руслан Искра, создали в городе Новый Оскол военно-исторический клуб «Белгородская засечная черта». В клубе регулярно проводятся занятия и тренировки со школьники и взрослыми станичными казаками, проводимые Русланом Искрой, Павлом Загорулько, братьями Виталием и Андреем Захаровыми. Работа ведётся по военно-исторической реконструкции «служилых» Белгородской засечной черты XVII века и возрождению казачьих традиций, в том числе традиционных казачьих боевых искусств: фланкировки шашкой, бой ногайкой, боевая работа с пикой и джигитовки. Не смотря на короткий срок своего существования, воспитанники клуба уже активно и с блеском участвовали в фестивале военно-патриотических клубов Новооскольского района и в семинар-совещание Центрального федерального округа «Патриотизм – фундамент России», посвящённый 70-летию Победы в Курской битве. Казаки Новооскольской станицы всегда активно участвуют во всех мероприятиях, проводимых в БКО. Участвуют в крестных ходах и в Богослужениях Собора Успения Пресвятой Богородицы города Новый Оскол, оказывают помощь и содействие сотрудникам полиции в охране общественного порядка в дни празднования Нового Года, Рождества Христова и Крещения Господнего.

Красненская станичная казачья община.

Атаман Сергей Чубарых, первый станичный атаман нашего округа, кадровый военный офицер, подполковник в отставке, начальник пожарной части Федеральной противопожарной службы, в качестве официального члена Белгородской региональной общественной организации историко-патриотического объединения «Поиск» активно участвует в увековечивании имен и поиски павших воинов в годы Великой отечественной войны, перезахоронении их останков. Казаки общины находятся на государственной службе Федерального Государственного Казенного Учреждения Федеральной противопожарной службы, участвовали в тушении пожаров в лесных массивов Белгородской и Воронежской областей. Община небольшая, но крепко спаянная, участвует во всех мероприятиях БКО СКР, в праздничных мероприятиях своего поселка и в богослужениях и крестных ходах Красненского храма Ильи Пророка. Своими силами и на свои средства заложили в селе Сетище Красненского района парк «Возрождение в честь Покрова Пресвятой Богородицы». Особо отмечаются казаки Александр Мишуков, Виктор Головин, Александр Семенов и Сергей Тульнов.

Прохоровская станичная община.

Атаман Василий Анчипоров. Казаки общины активно обустраивали комплекс – «Казачья сторожевая станица «Атаманская», поддерживают его в рабочем состоянии, участвуют в мероприятиях сельского туризма и организации фестивалей казачьей культуры, в пропаганде и проведении уроков по осваиванию азов конно-верховой езды, участвуют в богослужениях в храме Вознесения Господня в селе Радьковке – ранее бывшей казачьей слободой Корочанской казачьей сотни Острогорского слободского казачьего полка. Особо отмечаются казаки Сергей Косухин, Андрей Бондаренко и Андрей Коновалов.

Старооскольская станичная казачья община.

Выражаю слова благодарности Атаману Старооскольской станицы Авдею Авдеевичу Фирсову, он же и атаман Старооскольского казачьего отдела БКО СКР. В общине созданы 1 городская и 8 хуторских казачьих общин. Авдей Фирсов является председателем Координационного Совета казачьих обществ Староскольского городского округа, состоящего из 6 различных казачьих общин. Он же еще и президент Ассоциации Клубов Старого Оскола и со своими казаками занимаются исторической реконструкцией, ролевым моделированием, историческими изысканиями, историческим фехтованием, русским стилем рукопашного боя. Воспитанники атамана активно участвуют в культурно-массовых мероприятиях, неоднократные призеры и чемпионы межрегиональных и международных турниров и соревнований, участвуют в ежегодных Кальянских чтениях. В общине создана страйкбольная команда «Казарла», которая активно занимается военно-полевой подготовкой.

Казаки Старооскольской станичной казачьей общины уже на протяжении трех лет оказывают взаимодействие и помощь правоохранительным органам, регулярно участвуют в мероприятиях по охране общественного порядка в праздничные дни и когда это необходимо. Так например, по просьбе администрации города Старый Оскол и по согласованию со Старооскольским ОМВД в минувшие дни празднования Рождества Христова и Крещения Господнего, около 30 казаков-старооскольцев Союза Казаков России осуществляли охрану общественного порядка на территории храмов Преподобного Сергия Радонежского, Рождества Христова и Николая Чудотворца, в храме Сретенский храм села Лапыгино, в храме Архангела Михаила села Котово, в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Ивановка, при этом особо отмечаются казаки Николай Иленев, Карелов, Валерий Лыков, Дмитрий Кузьмин, Сергей Степанов, Олег Хорипончук, Евгений Ермолаев, Роман Быковский и Сергей Головин.

Выражаю особую и искреннюю благодарность казакам – ветеранам ВДВ Валерию ЛЫКОВУ и Валерию ХАМЕДБАЕВУ за их повседневный и кропотливый труд в духовно-нравственном, военно-патриотическом и оздоровительном воспитании детей-подростков в руководимых ими клубе рукопашного боя «ШКВАЛ» и в клубе восточных единоборств «СЕРЕБРИСТЫЕ ОБЛАКА».

Чернянская станичная казачья община.

Атаман Александр Тоболенко, подполковник внутренней службы в отставке, ветеран МЧС, кавалер многих государственных и ведомственных наград, до недавнего выхода на пенсию – руководитель одной из лучших пожарной части в Белгородской области. Важнейшим направлением является работа в области духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания детей и школьников. Львиную долю всех подготовительных и организационных мероприятий Первого Международного Фестиваля казачьего творчества и культуры «ХОЛКОВСКИЙ СПОЛОХ», оборудование палаточного городка для участников Фестиваля и строительства элементов казачьего лагеря, взяла на себя Чернянская станица. Инициатором и организатором его проведения стали настоятель Холковского Свято-Троицкого мужского монастыря игумен отец Софроний и атаман Чернянской общины Александр Тоболенко. Казаки общины практически взяли на свои плечи организационные и подготовительные мероприятия при принятии казачьей присяги в Холковском Свято-Троицком мужском монастыре. Активно оказывают помощь и взаимодействие сотрудникам полиции Чернянского ОМВД в охране общественного порядка на территории поселка, особенно в минувшие праздники Нового Года, Рождества Христова и Крещения Господнего. Совместно с Чернянскими полицейскими активно участвовали в розыске пропавшей жительницы пос. Чернянка. Практически участвуют во всех Богослужениях, массовых шествиях и крестных ходах, проводимых в Холковском Свято-Троицком мужском монастыре. Атаман Александр Тоболенко, казаки Александр Бондаренко и Виктор Должиков в настоящее время непосредственно несут службу по охране лесных массивов и тушения в них пожаров. Особо отмечаю казаков Александра Бондаренко, Виктора Губина, Анатолия Киселева, Александра Артеменко, Вячеслава Санькова, Виктора Должикова, Антона Величина и Михаила Косилова.

Шебекинская станичная казачья община.

Атаман Карагодин Владимир Иванович. С приходом в мае 2013 года в Шебекинскую станицу Владимира Карагодина, Владимира Лукашова, Владимира Унковского, Сергея Ткачева, Владимира Сульженко, Константина Познякова и других, община резко увеличила активную численность своих рядов и засияла на Шебекинском небосклоне своей деятельностью в деле возрождения казачества, его обычаев, традиций и культуры, духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания детей и молодежи. Шебекинская община стала активно участвовать во всех мероприятиях БКО СКР, города Шебекино, Шебекинского райна и Белгородской области. Практически ни одно значимое для общества события, будь оно по сути православное, духовно-воспитательное или чисто светско-государственное, не остается без внимания Шебекинских казаков. Шебекинскую станицу и храм в честь Святых бессребников Космы и Дамиана на протяжении длительного периода времени накрепко соединяют неразрывно-дружеские связи. Это объясняется прежде всего с духовным окормлением казаков в этом храме, то что почти все Шебекинские казаки были в нем крещены. А еще и тем, что Шебекинские казаки активно участвуют во многих богоугодных делах, инициируемых настоятелем храма – иереем Дмитрием Байбус. И как результат высокой оценки работы, проделанной казаками, стало решение настоятеля Космо-Дамиановского храма отца Дмитрия передать в пользование Шебекинской станицы помещение для штаба казачьей общины, принадлежащее Космо-Дамиановскому приходу и расположенное рядом с храмом. Казаки Сергей Ткачев, Владимир Унковский, Владимир Лукашов и другие казаки станицы уже неоднократно своими силами и средствами провели День памяти сотрудника милиции Владимира Присекина, погибшего при исполнении служебного долга, участвовали в показательных выступлениях по рубке шашками и конному спорту на празднике «Преображение Господне, Яблочный спас» в городе Короча, осуществляют организацию и проведение встреч с детьми, проведение оздоровительных процедур «иппотерапия» – лечения детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и позвоночника с помощью лошадей. В станице создан и успешно выступает заслуживший славу, почет и уважение среди казаков БКО, населения Шебекинского и Прохоровского районах вокально-инструментальный ансамбль военной и казачьей тематике «Казачий Бекет ВДВ». Ведут подшефную работу в детском садике, создав там детский ансамбль «Казачата». Участвуют в оказании помощи сотрудникам полиции Шебекинского ОМВД по выявлению нелегальных граждан, находящихся на территории Шебекинского района. Приказом ОМВД по Шебекинскому району и городу Шебекино от 14 января 2014 года № 6 л.с. за активное участие в охране общественного порядка и общественной безопасности на территории Шебекинского района, помощь в задержании преступника, атаману Шебекинской станицы хорунжему СКР Карагодину Владимиру Ивановичу и кошевому атаману этой же станицы хорунжему СКР Позднякову Константину Сергеевичу объявлена Благодарность, которая в торжественной обстановке была вручена начальником ОМВД по Шебекинскому району и городу Шебекино полковником полиции Баркаловым В.А. 14.01.2014 года на подведении итогов ОМВД в присутствии руководства администрации, прокуратуры Шебекинского района и личного состава ОМВД.

Реальное состояние, положение и деятельность перечисленных станичных казачьих общин, как никогда еще раз подтверждают актуальность крылатого армейского выражения: «Не бывает плохих солдат, бывают плохие командиры!», идентично и равноценно выражению для нашего казачества: «Не бывает плохих казаков, бывают плохие атаманы!», а каждый атаман казачьей общины олицетворяет казачество и является зеркалом общины.

Мы уже на практике хорошо убедились, что когда атаманом избран авторитетный, порядочный и нравственно верующих православный христианин, обладающий организаторскими и руководящими навыками, такой атаман всегда имеет авторитет и уважение, благодаря которому в казачьей общине доминируют мир и спокойствие, правильное понятие о дружбе, взаимопонимании и казачьей взаимовыручке, готовность всегда прийти на помощь и поддержать своих братьев–казаков.

Это атаманы:

  • атаман Северско-Донецкого казачьего отдела Константин Агеев;
  • атаман Белгородской станицы Александр Полежаев;
  • атаман Борисовского казачьего отдела Андрей Карташов;
  • атаман Валуйского казачьего отдела Владимир Скидоненко;
  • атаман Ракитянской станицы Виктор Волоснов;
  • атаман Красненской станицы Сергей Чубарых;
  • атаман Новооскольской станицы Руслан Искра;
  • атаман Прохоровской станицы Василий Анчипоров;
  • атаман Старооскольского казачьего отдела Авдей Фиросов;
  • атаман Чернянского казачьего отдела Александр Тоболенко;
  • атаман Шебекинской станицы Владимир Карагодин;
  • атаман Призначенского хутора Сергей Косухин;
  • атаман хутора Державный Сергей Ткачев.

Во все времена в мирное время казаки занимались ремеслами, земледелием. Сельское хозяйство можно отнести к исконной, важнейшей сфере деятельности казачества, если не выносить на первый план, его служение Отчизне на государственном поприще. Более 70% казаков нашего округа проживают в сельской местности, имеют свое подворье и приусадебные участки, занимаются земледелием, выращивают домашних животных и птиц.

Атаман Губкинской станицы Сергей Еськов в своем родовом селе Уколово Губкинского района занимается разведением овец, производством из овечьего молока натуральной экологически чистой брынзы, возделыванием и обработкой пахотной земли, создав тем самым рабочие места для своих станичных казаков и для своих односельчан.

Атаман Прохоровской станицы Василий АНЧИОПРОВ имея в селе Прелестное земельный надел, занимается коневодством и успешно выращивает чистокровных орловских рысаков. На комплексе «Казачья сторожевая станица «Атаманская» в селе Прелестное, им на безвозмездной основе принимаются туристы – любители верховой езды, а также желающие получить навыки конно-верховой подготовки.

Атаман Борисовского казачьего отдела Андрей КАРТАШОВ в поселке Борисовка наладил и осуществляет производство металлоконструкций и изделий художественной ковки.

Атаман Ждановского хутора Игорь АНИСИМОВ обустроил многопрофильное предприятие — двухсторонний дорожный комплекс «Русское подворье», расположенный на Белгородском участке Федеральной трассы Е-2 Москва-Крым.

Казаки Роман Нестерчук, Валерий Перелыгин, Вячеслав Саньков, Олег КОЛОМИЕЦ О.П. и Денис КОЗЕЕВ имея земельные наделы в Борисовском, Старооскольском и Чернянском районах, занимаются выращиванием КРС и производством молока.

Атаман хутора Сергей Ткачев содержит и организовывает работу в конноспортивном клубе «Держава», со своими воспитанниками участвует в престижных соревнованиях по конкуру, принимает делегации детей, приобщает их к прекрасному – общению с лошадьми.

Заслугой Атаманского Правления, Совета Атаманов и Совета Старейшин БКО является объединение наших станичных общин в одну дружную казачью семью.

За беззаветное служение во Славу Казачества, Отечества и Православия низкий поклон и особую благодарность выражаю членам Атаманского Правления БКО:

  • Сенчугову Михаилу Владимировичу;
  • Ларионову Николаю Александровичу;
  • Лапину Игорю Дмитриевичу;
  • Крамреву Евгению Александровичу;
  • Осипову Сергею Петровичу;
  • Ковалеву Валерию Ивановичу;
  • Тащееву Андрею Александровичу.

Чтобы чего-то достичь, как сказал выдающийся русский художник Илья Ефимович Репин, «..надо тратиться», а это означает – трать свои силы, энергию, жертвовать многим, что принести в пользу общей гармонии КАЗАЧЕСТВА. В своей повседневной деятельности мы ДОЛЖНЫ БЫТЬ объединены только единой целью – беззаветное служение Вере Православной, Отчеству и Казачеству. Для достижения этой цели надо жить казачьей жизнью, вести казачий образ жизни и добросовестно нести ту нагрузку, которая заложена в нашем Уставе и наших программных документах. Тот, кто не несет этой нагрузки – ТОТ НЕ КАЗАК!

Уважаемые господа старики, старшины, атаманы, братья казаки и сестры казачки! Я, как Атаман обращаюсь к Вам со словами благодарности за все Ваши добрые дела и за то, что Вы, несмотря на тяжелое время, финансовые, житейские трудности, массу проблем, прибыли в город Белгород и приняли участие в работе нашего Круга.

Братья казаки, господа старики и удальцы атаманы! Мы сегодня живем в нелегкое, трудное и напряженное время, и если я в процессе своей атаманской деятельности кого-то обидел словом или поступком, прошу меня простить и не судить строго, ибо все мои помыслы и поступки были направлены на благо и во Славу Казачества, Отечества и Православия.

И пусть любовь и милость Божья всегда будет с нами!
С нами Бог и Царица Небесная — Пресвятая Богородица!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *