Встреча в Пушкинской библиотеке-музее молодого поколения города Белгорода с казаками Белгородского казачьего округа

Структурное подразделение МУК «Централизованная библиотечная система города Белгорода «Пушкинская библиотека-музей» открылась в городе Белгороде по инициативе заслуженного художника России С.С. Косенкова 10 февраля 1992 года. В 1997 году собранные уникальные музейные коллекции позволили Пушкинской библиотеке получить статус библиотеки-музея. В настоящее время Пушкинская библиотека-музей — это современный выставочный зал с модульным оборудованием для экспонирования коллекций Пушкинианы, читальный зал, выставочная зона, медиатека и фонотека, мобильный конференц-зал.

За период своего существования в выставочном зале Пушкинской библиотеки-музея было показано б
олее 200 персональных и тематических выставок, в том числе из фондов Всероссийского музея А.С. Пушкина г. Санкт-Петербурга, демонстрировались выставки из Польши и Северной Кореи.

Пушкинская библиотека-музей награждена медалью и Благодарностью Государственной комиссии по подготовке и проведению празднования 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина, медалью Народно-патриотического союза России в честь 200-летия со дня рождения А.С.Пушкина, почетными грамотами и дипломами управлений культуры и образования администрации Белгородской области и г. Белгорода, Белгородского регионального отделения Союза художников России. С 2003 года Пушкинская библиотека-музей – член Ассоциации библиотек России, носящих имя А.С. Пушкина.

На сегодняшний день белгородская библиотека-музей является одним из важнейших культурных центров города, где бьёт жизнь и постоянно преобразуется в новые формы, очень часто привлекает к себе внимание горожан и гостей города. В Пушкинской библиотеке-музее регулярно проводятся персональные художественные выставки и встречи с писателями, проводятся мероприятия духовно-нравственного и патриотического воспитания.

По инициативе администрации Пушкинской библиотеки-музея (далее – Библиотека) и Белгородского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз Казаков» «Белгородский казачий округ» (далее – БКО), в целях повышения общего уровня духовно-нравственного и патриотического воспитания, 27 ноября 2014 года состоялась встреча казаков БКО со школьниками и студентами города Белгород по теме истории российского казачества, роли донских казаков в заселении и хозяйственном освоении Белгородчины, охране и защите южных рубежей Российского государства в 16-17 веках, освобождении от немецко-фашистских оккупантов юго-востока Белгородской области казаками 6 казачьего корпуса в январе 1943 года.

В встрече, состоявшейся в зрительном зале Библиотеки, приняли участие:

Казачья делегация: атаман БКО полковник Костюков Евгений Иванович, заместитель атамана БКО войсковой старшина Лапин Игорь Дмитриевич, сотник Юмаков Сергей Викторович, хорунжий Демченко Игорь Николаевич и казак Мельников Антон Павлович.
Администрация Библиотеки: Горшунова Ирина Ивановна, Иванчихин Виктор Ивановичи, Нуриева Джамиля Агатжафаровна.
Художник-монументалист, член Московского союза художников Кузнецов Родион Анатольевич.
Учащиеся 6, 8 и 9 классов гимназии №3, школы №28 и школы №31.
Студенты Белгородского машиностроительного колледжа.

Атаман БКО Е.И. Костюков перед участниками встречи.

Сотрудник Библиотеки Иванчихин В.И. и войсковой старшина Лапин И.Д.

 

Учащиеся и преподаватель белгородских школ и гимназии.

Хорунжий Юмаков С.В.

Школьники с повышенным вниманием познают историю родного края.

Как и ранее, в Белгородском Белгородского государственного историко-краеведческого музея, в зрительном зале Библиотеки, для обозрения были выставлены экспонаты традиционной казачьей формы одежды донских и кубанских казаков, образца 1913 года, как: традиционная парадная, повседневна и полевая казачья форма одежды донских казаков, образца 1913 года, утвержденных указом Императора Николая II:

донской казачий чекмень;
летняя парадная форма офицера Донского казачьего войска;
летняя повседневная форма офицера Донского казачьего войска;
летняя полевая форма офицера Донского казачьего войска;
парадная белая черкеска, бешмет, кубанка и башлык Кубанского казачьего войска;
казачья бурка и башлык.
На столах были разложены клинковое холодное оружие и нагайки:

клейноды БКО атаманская булава и пернач казачьего полковника;
донская казачья шашка 1893 года;
офицерская наградная шашка 1895 года;
донская казачья шашка офицерская 1913 года;
драгунская офицерская шашка 1915 года;
шашка РККА офицерского состава 1937 года.
генеральская шашка – участника парада Победы 1945 года;
кинжал Кубанского казачьего войска;
кинжал Донского казачьего войска;
нагайка донского типа, утвержденная Указом Государя Императора Александра III от 24 августа 1885 года;
нагайка кубанского типа;
забайкальская боевая казачья нагайка (образца 1896 года).

Атаманская булава и пернач казачьего полковника — войсковые знаки и атрибуты власти БКО

Гостям встречи был продемонстрирован исторический фильм «Белгородские станицы», любезно предоставленный Сапелиным Романаном Алексеевичем, председателем «Союза потомков служилых Российского государства», занимающегося более 10-ти лет изучением истории Белгородской черты и служилого сословия, проживающего на ней. Фильм размещен на сайте БКО.

В процессе живого общения со школьниками и студентами атаман Евгений Костюков рассказал, что представляли собой в начале XVI века река Северский Донец и территория сегодняшней Белгородской области, кто такие крымские и ногайские татары Крымского ханства, о целях набегов на Российское государство, об основных путях вторжений крымских и ногайских татар на Русь Муравском, Изюмском и Кальмиусском шляхах, какую роль играли донские казаки в заселении и хозяйственном освоении Белгородского края, об оскольских казаках – донецких гулящих казаках, выполнявших станичную, сторожевую, посольскую и караульная службу, осуществлявших охрану южных рубежей Российского государства в 16-17 веках.

В ходе состоявшейся встречи акцент был сделан на воспитание казака-воина, чему его учили и обучали с раннего детства, чтобы из него получился «матёрый казачина», ставший на защиту своего Отечества. Атаман Е. Костюков рассказал о неписанных казачьих законах, о казачьих традициях, обычаях и культур войсковые знаки, регалии или атрибуты власти, о казачьих клейнодах БКО атаманской булаве и перначе казачьего полковника — войсковые знаки и атрибуты власти БКО, о казачьих символах и знаках, об основных конструкционных особенностях шашек и нагаек, продемонстрировал приемы владения шашкой и нагайкой.

Было рассказано об освобождении казаками 7-го казачьего кавалерийского корпуса Ровеньского, Вейделевского, Валуйского и Волоконовского районов Белгородской области от немецко-фашистских оккупантов в январе 1943 года.

Перед завершением официальной части встречи, школьникам была предоставлена возможность брать в руки шашки и нагайки, примерять казачью форму и сфотографироваться. Этой возможностью все воспользовались с большим воодушевлением и нескрываемым восторгом, о чем явно свидетельствуют ниже размещенные фотографии.

Перед участниками встречи выступил художник-монументалист, член Московского союза художников, потомственный донской казак Кузнецов Родион Анатольевич, картина которого «Казак А. Землянухин в Лондоне в 1813 году», была выставлена в зрительском зале, рассказавшего об истории написания им этой картины.

Художник Родион Кузнецов и хорунжий Игорь Демченко

Родион Кузнецов родился 26 августа 1977 г. в Ростове-на-Дону. Закончил с отличием РХУ им. М.Б. Грекова и живописный факультет МГАХИ им. В.И. Сурикова, участник областных, московских, всероссийских и международных выставок.

Победитель конкурса с картиной «Пушкин и Байрон» и участвовал в Лондонской выставке, совместно с художником А. Родионовым Р. Кузнецов осуществил свой авторский проект росписи интерьера грузинского ресторана «Князь Багратион» на улице Плющиха в Москве, в котором передали дух средневековой Грузии. Принимал активное участие в росписи Крестовоздвиженской церкви Свято — Введенского Толгского женского монастыря г. Ярославля и домовой церкви в Резиденции патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. В составе группы художников принимал участие в росписи Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке. Родион принимал участие в работе над мозаикой в вестибюле второго выхода станции метро «Маяковская», в апреле 2005 г. стал членом Московского Союза Художников.

Родион Кузнецов в национальной казачьей одежде.
защищает диплом в МГАХИ им. Сурикова.

За исполнение росписи Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке и храма Софии Премудрости Божией на Лубянке, принадлежащего ФСБ Российской Федерации, Родион Кузнецов был дважды награжден почетной грамотой Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II «в благословение за усердные труды во славу Русской Православной Церкви».

В 2007 году Родион завершил работу над композицией для Парижского метрополитена, которая установлена на станции «Мадлен» (Madeleine), расположенной в VIII округе, недалеко от Лувра. Участие в многочисленных монументальных проектах отмечено Дипломами Президиума Российской Академии Художеств.

В настоящее время является старшим преподавателем на кафедре рисунка и графики МГПУ.

Тема казачества для донского казака Родиона Кузнецова стала основной темой постижения истории России и самого себя, о чем свидетельствуют его картины «Казак А. Землянухин в Лондоне в 1813 году» и «Подвиг казаков Гречишкина у станицы Тифлисской в 1829 году».

«Казак А. Землянухин в Лондоне в 1813 году»

Александр Землянухин — донской казак, за чьё здоровье в 1813 году тост произнёс сам английский король.

Граф Платов по взятии Гамбурга в начале марта 1813 года отправил в Лондон с известием 60-летнего донского казака Александра Землянухина – одного из героев Отечественной войны 1812 года и Заграничного похода 1813–1814 годов, состоявшего на службе более 30 лет, награжденного орденом св. Георгия Победоносца и многими медалями, добровольно ушедшего вслед за двумя своими сыновьями на войну с французами.

Ему, простому казаку, была оказана честь английской королевской семьёй, которой порой не удостаивались титулованные особы.

Во время месячного пребывания Землянухина в Лондоне местные газеты ежедневно сообщали о нём разнообразные информации – и о посещении театра, о приёме в парламенте и у лорд-мэра Лондона. С него было написано несколько портретов и создано гравюр, распространялись карикатуры, героем которых был казак Землянухин, нанизывающий на свою пику с десяток французов.

Одна из Лондонских гравюр донского казака Александра Землянухина

Землянухину предлагали остаться жить в Англии, обещали построить дом, а дамы сожалели, что он женат. Но Землянухин остался самим собой – простым казаком из Нагавской станицы на Дону.

Британская газета «Morning Chronicle» тогда же дала описание внешности Александра Землянухина: «Рост казака около шести футов; он сильного и коренастого телосложения, и хотя у него суровая воинственная наружность, но лицо довольно выразительное и доброе… Борода у казака длинная, кудрявая и седая; волосы на голове менее седы, зачесаны назад, на шее около шести дюймов длины; а на лбу острижены коротко и ровно. Одежда его состоит из синего кафтана и шаровар, сшитых из толстого сукна и широких сапогов с круглыми носами. Руки казака необыкновенной ширины и с короткими пальцами, но он с большим искусством владеет оружием, состоящим из пистолета, ружья, сабли и длиннейшей пики, и по-видимому, вовсе не чувствует их тяжести».

Специально для него изготовили новую стальную пику, два пистолета, ружьё, саблю, трость с выдвигающейся подзорной трубой и конскую казачью сбрую. Все предметы были изящно отделаны и богато украшены. А взамен англичане выпросили у Земянухина его старое оружие (шашку и пику), которое и поныне находится в Британском национальном музее.

Так описывалось пребывание в Лондоне казака А.Земянухина лондонские к русские печатные издания:

«… Лондонцы уже ожидали его и приняли с восклицаниями «Ура, казак!» (élyen a kozák!), в каждой улице встречали и сопровождали его с теми-то восклицаниями, все порывались брать его за руку, давали ему разные подарки и деньги (гроши), но он решительно отказывался от денег, просил, чтоб тем не обижать русских казаков: «Не хочу, тай годи!», «Наш Государь (Царь), – говорил он, – всем нас наделил; мы ни в чем не нуждаемся, сами в состоянии помогать бедным, усердие наше к царю безкорыстно». «Ни за какие богатства не уступим нашей родины, у нас бо есть пословица: не обязывайся чужеземцам, лучше сами будем помогать им в нужде; прими помощь от своих, да и своим ищи средства за то вдвойне отблагодарить».

Бескорыстный казак отказался даже от 1000 фунтов стерлингов, предлагаемых ему принцем-наследником. Король в знак особенного уважения приказал сделать для казака всю военную сбрую, взяв его собственный снаряд к себе на сохранение между редкостями для достопамятности, что был некогда казак в Лондоне.

На третий день повели казака в театр. Первая ложа была ему показана. Там ожидали его знаменитые лорды. Как скоро взошел он в ложу, вдруг все закричали: «Виват, император Российский Александр І, Избавитель Европы! Ура, казак Землянухин». Сии восклицания за всяким окончанием действия повторялись с восторгом.

Все милорды приглашали его к столу. Везде уступали ему первое место, сажали его между почтеннейшими женщинами, пили большими бокалами за здоровье его соотечественников.

На пятый день привели казака в парламент, посадили на почетное место, где старший член говорил: «Вы видите, господа, пред нами Донского казака, из числа тех российских воинов, кои привели в ужас изверга Бонопарте и истребили всю его, так прежде называемую непобедимую армию. Посмотрите на старика, покрытого сединами, пренебрегая истощенные летами свои силы, прилетел он на поле сражения. Несколько тысяч подобных ему товарищей, многие и постарее его, прилетели защищать свою землю, гробы своих прадедов, драться за Бога и Царя! Все старики оставили свои жилища, лишь бы доказать пламенную ревность и спасти свое отечество».

«Не должны ли мы отдать беспристрастную справедливость русскому народу в усердии к своему Государю? Пожертвования последнего имущества отовсюду присылаемы были охотно для изыскания единственно средств попрать бесчеловечных врагов. Всякий порывался потерять все, лишь бы не допустить злодея к насыщению своего желания принудить своим лукавым обманом заключить постыдный для России мир. Сие единодушие, с помощью великого Бога, восторжествовало со славою в сердцах россиян. Таковым Божественным учением русские избавили от тирана свое отечество, вселили ужас во врагов, чтоб более не вторгался в священные пределы непобедимой России, безопасность и спокойствие земли своей утвердили навек пролитою собственною кровью, которая повлекла за собою во сто крат превозвышающую потерю неприятеля. Последуйте геройскому примеру великого сего народа! Злодей затрепетал и исчезнет пред оружием единодушного ополчения».

После сей речи все воскликнули: «Да здравствуют великодушные и храбрые россияне! Да благословит Господь Бог победоносное их оружие к благоденствию всея Европы!».

За тем начали пить за здравие императора Александра І, князя Кутузова, графа Платова со всем его Донским войском, всего Российского воинства и на конец за самого казака Землянухина, а сей, благодаря всех присутствующих, выпил за здоровье Короля и всего английского народа с провозглашением три раза «Ура!».

25-го марта казак показывал народу свои казацкие военные движения и прочее.

2-го апреля Землянухин был на обеде у наследника трона. Наследник пил за здоровье Императора, Кутузова и Землянухина; после обеда взял его Наследник за руку, поблагодарил и пр.

На Фоминой неделе казак Землянухин отправлен из Лондона обратно к российскому воинству; все, провожая его, просили: «Кланяйся от всех нас графу Платову и своим товарищам; мы желаем всегда слышать о ваших победах».

Подвиг казаков Гречишкина у станицы Тифлисской в 1829 году

15 сентября 1829 года произошла битва, которая не была определяющей в истории России. По большому счету, это была стычка, одна из многих в то неспокойное для южных рубежей России время. Но на сегодняшний день она актуальна как никогда, она актуальна, ибо вот он пример смелости мужества и героизма, героизма не только больших битв, героизма защиты собственного дома, станицы, села.

Шла долгая Кавказская война. С 1803 года охрану кордонной линии по границе с Турцией на участке «Тифлисская — Казанская» несли казаки этих станиц. Станицы входили в состав Кавказского полка линейного казачества.

В конце 1803 года полк создал и занял 14 постов кордонной линии на Кубани, казаки Тифлисской сотни заняли посты Соломатин, Тифлисский, Кадушкин. Помимо кордонной линии казаки Кавказского полка стояли на карантинных постах для охраны границ от заноса эпидемий из Закубанья.

Несение пограничной службы на многие годы оставалось главной обязанностью казаков-линейцев. Казачьи постовые команды жили в постоянной тревоге, ибо мелкие партии закубанских соседей не давали покоя ни днем, ни ночью, стремясь проникнуть на правый берег Кубани, чтобы разграбить какой-нибудь хутор или угнать стадо скота.

В станице Тифлисской (с 1936 года — Тбилисской) казаками командовал сотник Андрей Леонтьевич Гречишкин — начальник станицы и сотенный командир. Атаманов у линейцев не было. Андрей Гречишкин был сыном есаула Леонтия Ивановича Гречишкина, одного из основателей станицы в 1802 году. История не сохранила сведений, где и когда родился Андрей Гречишкин, вероятнее всего на Дону. Природа не обидела его ни умом, ни внешностью, ни казачьей удалью.

За три года до этого события зимним утром 17 января 1826 года горцы перешли Кубань и планировали застать казаков врасплох. Но бдительные служивые их обнаружили и заставили отступить. При этом несколько десятков горцев утонули в Кубани, что только озлобило их и усилило желание отомстить.

Об этих намерениях темиргоевцев стало известно командованию кордонной линии и командир Кавказского полка майор Р.К. Васмунд, для выяснения обстановки на участке своего полка, 15 сентября 1829 года приказал сотнику Гречишкину произвести разведку местности за Кубанью в междуречье Кубани и Зеленчука, обратив особое внимание на район Волчьих ворот, откуда, по данным разведки, горцы, при поддержке Турции, планировали атаковать казачьи станицы.

Чтобы рассеять внимания казаков, горцы осуществляли вылазки мелкими группами в разных местах, а основные силы собирали в один кулак. Необходимо было выяснить, где они концентрировались. По слухам, черкесов возглавлял темиргоевский князь Джембулат Айтеков. Он снискал себе славу храброго воина и был лично знаком с Гречишкиным. Более того, они были кунаками (у кавказских горцев — лицо, связанное с кем-н. обязательством взаимного гостеприимства и дружбы; друг, приятель – прим. ред.) Такое рискованное задание было поручено именно Гречишкину, т.к. за ним уже давно была закреплена слава храброго казака и его уважали как казаки, так и горцы.

Волчьи ворота в то время представляли собой узкий и крутой овраг в береговой круче, по дну которого проходила дорога к броду. Ныне овраг расширен и проходит по нему асфальтовая дорога.

Получив приказ, Гречишкин 14 сентября во главе 20 казаков при двух урядниках убыл в станицу Казанскую, где пополнил свою сотню 38 казаками и одним урядником. По другим данным — 42 казаками. Все казаки были вооружены холодным и огнестрельным оружием. Таким образом, сотня Гречишкина, вместе с командиром насчитывала или 62 или 65 казаков. Покинув Казанскую 15 сентября утром после переправы в брод через Кубань повёл сотню на юг.

Расстояние в 12-15 км до Волчьих ворот было пройдено к середине дня. Вскоре, на одном из холмов показалось трое всадников, которые стояли лицом к сотне. Поняв, что это авангард горцев, шедших в набег на станицу Тифлисскую, Андрей Гречишкин немедленно отправил казака Ивана Кустова, владельца лучшего в сотне коня , в станицу Казанскую за подмогой. Горцы не стали его преследовать. Тем временем высыпавшие горцы открыли по казакам прицельный огонь. Андрей Гречишкин был тут же ранен.

Поняв, что от погони им вряд ли удастся уйти, а в конном строю им и минуты не продержаться против многократно превосходившего неприятеля, Андрей Гречишкин приказал казакам спешиться, построить коней треугольником и зарезать их. Да, именно зарезать, хотя он прекрасно понимал, что значит конь для казака. Изумленные горцы прекратили стрельбу, наблюдая за происходившим.

К казакам выехал парламентер, сам Джембулат Айтеков с предложением сдаться. Он спросил, кто главный у казаков. Главным оказался его кунак, Андрей Гречишкин.

— Не здесь бы нам с тобою встретиться Андрей, — сказал Джембулат.
— Не мы, а Бог устраивает встречи, — ответил Гречишкин.
— Верно. Но тот, кто ее сегодня устроил, не думал о твоем благе. Если бы на моем месте был другой, то вам с этого места не уйти.
— А мы и не собираемся уходить.
— Напрасно, Андрей. Подумай, вас осталось 20 — 30 человек, а нас тысяча. Вас никто не осудит за сдачу. Ты будешь не пленником, а кунаком, да и с голов твоих казаков не упадет ни один волос. Я позабочусь об этом, ибо помню твой хлеб-соль. А мы, горцы, ценим гостеприимство.
— Меня удивляет твое предложение, — прервал его Гречишкин, — ты же знаешь, что ни я, ни мои казаки живыми оружия из рук не выпустим, не на то мы давали присягу.

Джембулат пытался уговорить сородичей отпустить казаков, но безрезультатно и горцы бросились в конную атаку. Тела зарезанных казаками коней образовали своего рода укрепление, о которое разбились многочисленные атаки конницы неприятеля. При виде мертвых лошадиных тел кони вставали на дыбы, паниковали, чем мешали наезднику, которого немедленно поражали казаки. Конные атаки разбивались одна за другой, но, тем не менее, казаки несли потери.

Это заставило горцев спешиться и с подходом пехоты пойти в пешую атаку. Дабы не прослыть трусом и предателем, Джембулат сам возглавил ее. Однако он тут же получил тяжелое ранение и на руках был вынесен из боя. Судьба героев была решена. Пехота перебралась через тела коней и изрубила казаков.

Раненные и убитые казаки падали друг на друга и вскоре там выросла куча тел, поэтому-то те казаки, которых ранили в начале боя, выжили. После битвы горцы начали обыскивать тела и добивать раненых, однако где-то вдалеке ветер поднял пыль и горцы решили, что к казакам идет подкрепление. Забрав у казаков все самое ценное, горцы, отказавшись от набега, ушли за Зеленчук, т.к. внезапность была утеряна. Это спасло жизни некоторым казакам, среди которых был и Зиновий Пахомов, который не скончался по пути от полученных ран и смог рассказать о бое. Так полегла у Волчьих ворот сотня Гречишкина, предпочтя смерть позору плена.

А Иван Кустов, проскакав 20 верст, не нашел подкрепления в Казанской. Все казаки разъехались на поимку нарушителей границы. Прошло несколько часов, прежде чем к месту битвы прибыл казачий отряд, который забрал убитых и раненных.

Погибшие казаки из Казанской были похоронены в братской могиле за Восточными воротами станицы. Впоследствии на ее мест была построена церковь во имя св. Георгия Победоносца, разрушенная уже после Великой Отечественной войны. На ее месте сейчас стоит крест.

Погибшие казаки из Тифлисской были похоронены в братской могиле в своей станице за Ставропольским шляхом (у теперешней автостанции). По указанию наказного атамана Кубанского казачьего войска, графа Феликса Николаевича Сумарокова-Эльстон в 1861 году над могилой возвели часовню в память о героях, которые могли сдаться, но не сдались, могли бежать, но не бежали. Часовня была разрушенная по приказу властей в 1934 году и восстановленная жителями станицы в 1995 году.
Примеры мужества, стойкости, самоотверженного служения Отчизне не могут «выйти из моды» или стать неактуальными. Как повести себя, если противник — лучший друг, как в старину говорили — кунак? Именно перед таким вопросом оказался в том бою Андрей Гречишкин (в то время казаки часто связывали себя узами побратимства с отважными джигитами, сынами гор). Но для русского воина сомнений не было: превыше всего — служение Родине, воинский долг, честь казачья. Поэтому и не принял он предложение почетного плена.

Мероприятие духовно-нравственной и патриотической направленности завершилась фотографированием казаков БКО, администрации Пушкинской библиотеки-музея и художника Родиона Кузнецова с экспонируемой картиной «Казак А. Землянухин в Лондоне в 1813 году».

Пресс-служба БКО
Фото казака СКР Антона Мельникова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *